Битум нефтяной: Битум нефтяной дорожный

Разное

Содержание

Битум нефтяной дорожный

Битумы дорожные в основном используются для строительства и ремонта дорожных и аэродромных покрытий. Нефтяные дорожные битумы делятся на вязкие и жидкие.

Вязкие битумы различаются: БНД (битумы нефтяные дорожные) и БН (битумы нефтяные).

Вязкие нефтяные дорожные битумы вырабатывают пяти марок: БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 130/200; нефтяные (БН) — четырех марок: БН 60/90, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.

Буквы БНД означают «битум нефтяной дорожный», цифры-дроби 40/60, 60/90 и т.д. указывают на допустимые для марки пределы показателей глубины проникания стандартной иглы при 25 °С, косвенно характеризующие вязкость битума. Битумы марок БНД отличаются хорошим сцеплением с каменными материалами и имеют достаточно высокую пластичность при отрицательных температурах, стойки к климатическим воздействиям. Технические условия на вязкие нефтяные битумы нормированы ГОСТ 22245-90.

Вязкие нефтяные дорожные битумы применяют для приготовления горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей, для поверхностной обработки, пропитки, а также для разжижения с целью получения жидких битумов, применяемых для приготовления холодного асфальтобетона, поверхностной обработки и для смешения на дороге и т.п.

Свойства дорожного битума обуслов­лены особенностями его состава и струк­туры. Главными показателями этого ма­териала является вязкость, пластич­ность и теплостойкость. Эти показатели взаимосвязаны. С увеличением содержа­ния масел, повышением температуры и длительности воздействия нагрузок по­нижается вязкость и возрастает пластич­ность. Смолы обусловливают вяжущие свойства битумов и дегтей, придают им пластичность, увеличивают клеящую способность. Асфальтены в битумах и свободный углерод в дегтях повышают температуру размягчения и твердость.

Вязкие битумы относятся к той или иной марке на основании трех основных показателей: глубины проникания иглы, температуры размягчения и растяжимости. Глубина проникания иглы и растяжимость нормируются при двух температурах: 25 °С и О °С.

 Показатели качества вязких дорожных битумов марки БНД

    

Наименование показателя

БНД

200/300

БНД 

130/200

БНД 

90/130

БНД

60/90

БНД

40/60
Глубина проникания иглы в битум, 0,1 мм:
при 25°С201-300131-20091-13061-9040-60
при 0°С45352820

13

Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже:3539434751
Растяжимость, см, не менее:
при 25°С65605040
при 0°С2064,23,5
Температура хрупкости, °С, не выше: -20-18-17-15-10
Температура вспышки, °С, не ниже:200220220220220
Сцепление с мрамором или пескомВыдерживает по контрольному образцу №2
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более:87666
Индекс пенетрации:+1-1-1-1
Содержание водорастворимых соединений, %, не более:0,2

0,2

0,3
0,30,3

Битум БНД 200/300 применяется для поверхностной обработки покрытий в районах с холодным климатом,а также для приготовления теплых асфальтобетонных и битумоминеральных щебеночных гравийных смесей.

Битум БНД 130/200 применяется для поверхностной обработки покрытий в районах с умеренным климатом, для пропитки щебеночных покрытий в районах с холодным и умеренным климатом, для приготовления горячих асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с холодным климатом.

Битум БНД 60/90 применяется для пропитки дорожных щебеночных покрытий в районах с теплым климатом, для приготовления горячих асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с теплым климатом.

Битум БНД 40/60 применяется для приготовления  асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с летними температурами >30°C.

Показатели качества вязких дорожных битумов марки БН

Наименование показателя

БН

200/300

БН

130/200

БН

90/130

БН

60/90
Глубина проникания иглы в битум, 0,1 мм:
при 25°С:201-300131-20091-13061-90
при 0°С:
Температура, °С:
размягчения, не ниже33374045
то же после прогрева, не выше:
хрупкости, не выше:8766
вспышки, не ниже:200220220220
Растяжимость, см, не менее:
при 25°С:706050
при 0°С:
Испытание на сцепление с мрамором или песком:
выдерживает по контрольному образцу №2
Содержание водорастворимых соединений, %, не более:
Индекс пенетрации:+1-1,5-1,5

Битум Нефтяной коды ТН ВЭД (2020): 2713200000, 4806401000, 2713

Битум нефтяной дорожный вязкий 2713200000
Битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 70/100 2713200000
Битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 100/130 2713200000
Битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 90/130 2713200000
Битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 60/90 2713200000
Битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 50/70 2713200000
Битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 100/130 по ГОСТ 33133-2014 2713200000
Битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 70/100 по ГОСТ 33133-2014 2713200000
Битум нефтяной дорожный вязкий марки БНД 130/200 2713200000
Битумы нефтяные дорожные вязкие 2713200000
Битум нефтяной дорожный жидкий 2713200000
Битум нефтяной 2713200000
Пергамин кровельный на основе кровельного картона, пропитанного нефтяными битумами, в рулонах, толщиной от 0,5 до 1,0 мм, марки «П-300», выпускаемый по ТУ 5774-549-05744716-00 с изм. №1. 4806401000
Пергамин кровельный на основе кровельного картона или бумаги, пропитанного нефтяными битумами, в рулонах, толщиной от 0,2 до 1,5 мм, марок: «ТУ П-150», «ТУ П-200», «ТУ П-250», «ТУ П-300», «ТУ П-350», выпускаемый по ТУ 5774 4806401000
Битум нефтяной дорожный улучшенный марок БНДУ 60, БНДУ 85
2713200000
Битумы нефтяные дорожные вязкие марки RmB 45/80-55 2713200000
Битум нефтяной дорожный жидкий марки МГО 70/130 2713200000
Битум нефтяной дорожный улучшенный марки БНДУ 60 2713200000
Битум нефтяной дорожный вязкий БНД 60/90 и БНД 90/130 2713200000
БИТУМ НЕФТЯНОЙ ДОРОЖНЫЙ ВЯЗКИЙ МАРКИ БНД 60/90 2713
Пергамин кровельный на основе кровельного картона или бумаги, пропитанного нефтяными битумами, в рулонах, плотностью от 200 до 800 г/м2, толщиной от 0,2 до 1,5 мм, марок: «ТУ П-150», «ТУ П-200, «ТУ П-250, «ТУ П-300», «ТУ П 0804201000
Битум нефтяной дорожный вязкий марок БНД 60/90, БНД 90/130. 2713200000
Пергамин кровельный на основе кровельного картона марки 350, пропитанного нефтяными битумами, в рулонах, толщиной от 0,5 до 1,5 мм, марки «П-350», выпускаемый по ГОСТ 2697-83 с изм. №1 4806401000
Битум нефтяной дорожный вязкий: марка 80/100, марка мультигрейд М500, марка мультигрейд М1000. 2713200000

Битум строительный для гидроизоляции


 

Содержание статьи:

.

Что такое битум?

Термин «битум» принято использовать в следующих значениях:

  1. генетическом – под понятие «природный битум» подпадают такие полезные ископаемые органического происхождения, как:  газ, нефть, горный деготь, смолы, мальта, горный воск, озокерит, асфальт и т.п.;
  2. аналитическом —  под битумом понимают вещества, которые извлекают из горных пород с использованием органических растворителей;
  3. техническом – вещества природного и искусственного происхождения, используемые для покрытия дорог, устройства гидроизоляции, приготовления мастик, лаков, праймеров и т. д.

Битум может быть как природным, так и иметь искусственное происхождение. Нефтяной битум получают на нефтеперерабатывающих заводах из нефти, которую подвергают фракционной перегонке. В результате  получают светлые продукты (бензин, лигроин, керосин),  смазочные масла и др. виды нефтепродуктов. Нефтяные остатки (после отбора более легких по массе фракций)  используют в качестве сырья для производства нефтяных битумов. При атмосферно-вакуумной перегонки нефти получают остаточные битумы, при окислении нефтяных остатков — окисленные, при смешении остатков, образующихся при перегонке нефти, — компаундированные.

Материал имеет углеводородную основу и состоит из углерода (70-98%), водорода (1-14%), кислорода (0,3-10%), серы (0,2-10%), азота (0,1-3%). Важнейшие его свойства – способность растворяться в органических растворителях (бензин, бензол, ацетон, хлороформ), способность гореть, а также высокая адгезия (способность прилипать к различным поверхностям). В зависимости от состава и назначения битум нефтяной относят к одной трех классификационных групп:

  1. жидкие – в дальнейшем подразделяются на разжиженные и остаточные;
  2. вязкие;
  3. твердые – в дальнейшем подразделяются на пластичные и хрупкие.

.

Области применения

Области назначения нефтяных битумов весьма обширны:

  • дорожное строительство;
  • кровельная промышленность;
  • изоляция и гидроизоляция;
  • кабельная промышленность
  • резиновая и шинная промышленность;
  • аккумуляторы;
  • лаки и краски;
  • металлургия;
  • углебрикетное производство;
  • нефтедобывающая промышленность.

Применение в индивидуальном строительстве

Битум — самый распространенный материал для гидроизоляции в индивидуальном строительстве.  Свою популярность, в том числе и при строительстве погреба своими руками, этот гидроизоляционный материал получил благодаря относительной простоте применения и низкой стоимости. При строительстве погребов и подвалов его используют для устройства оклеечной гидроизоляции и склейки полотнищ гидроизоляционных материалов.

.

Какие марки битумов бывают?

Использование марок битума для конкретных областей применения регламентируется соответствующими ГОСТами. Ниже дано описание основных марок:

1. Битум нефтяной дорожный вязкий регламентируется ГОСТом 22245-90, в соответствии с которым предусмотрены следующие марки битума нефтяного дорожного (цифры дроби в марке отражают допустимые для данной марки пределы изменения показателей пенетрации при 25°С):

Показатель

 

Нормативное значение, в зависимости от марки

БНД 200/300

БНД 130/200

БНД 90/130

БНД 60/90

БНД 40/60

БН 200/300

БН 130/200

 БН 90/130

   БН 60/90

Глубина проникания иглы (0,1 мм):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— при 25 °С

201-300

131-200

91-130

61-90

40-60

201-300

131-200

91-130

60-90

— при 0 °С, не менее

45

35

28

20

13

24

18

15

10

Температура размягчения по кольцу и шару (°С), не ниже

35

40

43

47

51

33

38

41

45

Растяжимость
(см), не менее:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— при 25 °С

70

65

55

45

80

80

70

— при 0°С

20

6,0

4,0

3,5

Температура хрупкости (°С), не выше

-20

-18

-17

-15

-12

-14

-12

-10

-6

Температура вспышки (°С), не ниже

220

220

230

230

230

220

230

240

240

Изменение температуры размягчения после прогрева (°С), не более

7

6

5

5

5

8

7

6

6

Индекс пенетрации

от -1,0 до +1,0

Oт -1,5 до +1,0

 

Чтобы выбрать марку дорожного битума, нужно воспользоваться данными таблицы:

Дорожно-климатическая зона

Среднемесячные температуры наиболее холодного времени года (°С)

Марка битума дорожного

I

Не выше -20

БНД 90/130,БНД 130/200,БНД 200/300

II и III

От-10 до-20

БНД 60/90,БНД 90/130, БНД 130/200,БНД 200/300

II,III,IV

От-5 до -10

БНД 40/бО,БНД 60/90, БНД 90/130,БНД 130/200, БН 90/130,БН 130/200, БН 200/300

IV-V

Не ниже +5

БНД 40/60,БНД 60/90, БНД 90/130,БН 60/90, БН 90/130

 

2. Нефтяные битумы (БН), используемые для строительных работ, регламентируются ГОСТом  6617-76, в соответствии с которым установлены три марки битумов нефтяных строительных — БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10 (цифры в числителе дроби показывают температуру размягчения по «К и Ш» (кольцо и шар), а в знаменателе — указывают среднее значение пределов изменения пенетрации при 25°С):

Наименование

Норма для марки

БН 50/50

БН 70/30

БН 90/10

Глубина проникания иглы (при 25 °С), 0,1 мм

41-60

21-40

5-20

Температура размягчения по кольцу и шару (°С)

50-60

70-80

90-105

Растяжимость (при 25 °С), не менее

40

3,0

1,0

Растворимость (%), не менее

99,50

99,50

99,50

Изменение массы после прогрева (%),не более

0,50

0,50

0,50

Температура вспышки  (°С), не ниже

230

240

240

Массовая доля воды

Следы

 

БН 50/50:

  • температура размягчения: около 50 0С;
  • свойства: хорошо прилипает, легкотекучий, на ровной поверхности постепенно оплывает (растекается).

БН 70/30:

  • температура размягчения: 70-72 0С;
  • свойства: хороша адгезия, разбивается без осколков на крупные куски; наиболее пригоден для устройства гидроизоляционных покрытий.

БН 90/10:

  • температура размягчения: около 90 0С;
  • свойства: высокая адгезия, малочувствителен к высокой температуре,  разбивается молотком и образует осколки с блестящей поверхностью.

С течением времени материал теряет часть входящих в него масляных фракций, в результате чего становиться  жестким, хрупким. При низких температурах также происходит потеря его эластичности, материал приобретает жесткость и ломкость.

3. Битумы нефтяные кровельные (БНК), регламентируются ГОСТом 9548-74, в соответствии с которым установлены три марки кровельных битумов — БНК-40/180 (битум для пропитки), БНК-45/190 (битум для пропитки и получения покровного битума), БНК-90/30 (материал, для покровного слоя), в числителе дроби в марке указано среднее значение показателей температуры размягчения по «К и Ш», а в знаменателе — среднее значение показателей пенетрации при 25°С:

Наименование

Норма для марки

БНК-40/180

БНК-45/190

БНК-90/30

Глубина проникания иглы (при 25 °С), 0,1 мм

160-210

160-220

25-35

Температура размягчения по кольцу и шару (°С)

37-44

40-50

80-95

Температура хрупкости (°С), не выше

-10

Растворимость в толуоле или хлороформе (%), не менее

99,50

99,50

99,50

Изменение массы после прогрева, (%), не более

0,80

0,80

0,50

Глубина проникания иглы при 25 °С в остатке после прогрева (% от первоначальной величины), не менее

60

60

70

Температура вспышки (°С) не ниже

240

Массовая доля воды, не более

Следы

Массовая доля парафина (%), не более

5,0

Индекс пенетрации

От 1,0 до 2,5

.

Как работать с битумом

Строительные  и кровельные битумы традиционно широко  применяются в строительстве для производства гидроизоляционных и кровельных работ. Битум разогревают в котле или битумоварке до текучего состояния и в жидком виде наносят на обеспыленное основание шпателем, кистью либо разливают и выравнивают специальными гребками (раклями).

Битум остывает очень быстро, поэтому разогрев материала производят после подготовки основания к нанесению битума.

Разогрев битума

производят в варочном  котле из толстого металла с плотно закрывающейся крышкой, Толщина стенок котла должна быть не менее 4 мм, так как   в тонкостенных емкостях материал будет быстро подгорать. Перед разогревом битум очищают от упаковки и раскалывают на небольшие куски, лучше делать это утром пока материал не размяк. Полученные куски укладывают в битумоварку (котел), заполняя на 2/3 объема.

Нагрев  производят на малом огне, чтобы обеспечить постепенный и равномерный прогрев. Битум расплавляют до получения однородной массы, а при появлении на его поверхности посторонних примесей, удаляют их металлическим ситом (например, жестяной банкой с пробитыми в ней гвоздем отверстиями) на длинной палке. При разогревании материал шипит и пенится, так как выпаривается лишняя жидкость.

Температура нагревания — от 160 до 200 °С. При температуре 160-170 °С материал можно разогревать в течение 3 часов, а при большей температуре — не долее 1 часа.  Для контроля температуры разогретого материала используют термометр со шкалой делений более  200 0С.

При температуре свыше 220 °С свойства материала ухудшаются, так как в нем образуется кокс. Появление зелено-желтого дыма и пузырей – явный признак перегрева (происходит процесс коксования).

При нагревании до 240 °С и более материал может легко воспламениться. В этом случае нужно немедленно закрыть крышку котла (накрыть котел листом металла), чтобы потушить огонь. Такой битум при затвердевании будет хрупким и быстро потрескается, поэтому использовать его уже нельзя.

Битум разогревают до тех пор, пока масса не станет однородной, а ее поверхность – глянцевой, при этом от неё поднимается густой серый дым.

Расход для гидроизоляции:

Битум, разогретый до жидкого состояния, наносят слоем толщиной 1,5 — 2,5 мм.
Расход  составляет 1,0 — 1,5 кг на кв.м.

.

Техника безопасности

При работе с горячим битумом необходимо проявлять большую осторожность во избежание ожогов. Для предотвращения несчастных случаев, необходимо помнить следующие требования техники безопасности:

  • битумы – вещества горючие с температурой вспышки  220-300 0С;
  • минимальная температура самовоспламенения строительных нефтяных битумов — 368 0С;
  • котел для разогрева (варки) битума устанавливают на выровненной свободной площадке;
  • при огневом подогреве котла необходимо следить, чтобы жидкий битум не попал в огонь. Для этого котел устанавливают с небольшим уклоном в сторону, противоположную топке;
  • в непосредственной близости от котла располагают ящик с песком, лопаты и огнетушитель;
  • при загорании небольшого количества битума, его тушат песком, пенным огнетушителем, кошмой.   При развитии пожара разлитого на большой площади продукта, огонь тушат пенной струей;
  • в процессе варки битумных мастик соблюдают правила смешивания битумов разных марок: после закладки в котел, расплавления битума БН-Ш и прекращения образования пены можно добавлять битумы более высоких марок;
  • сухие куски битума опускают в варочный котел по борту котла, чтобы избежать брызг;
  • необходимо  следить, чтобы в варочный котел не попадала вода, снег или лед;
  • в расплавленный битум нельзя добавлять битум третьей марки. Это может привести к большому пенообразованию, в результате чего содержимое котла выплеснется;
  • котел нельзя загружать более чем на две трети его объема;
  • при работе с горячим битумом и битумными мастиками необходимо надевать брезентовые рукавицы и костюмы, а также очки и кожаные ботинки.

Битум нефтяной строительный незаменим при устройстве гидроизоляции построенных своими руками погребов и подвалов. При покупке материала помните, что  гарантийный срок  хранения составляет один год с момента его производства.

ЛУКОЙЛ — Битумные материалы

ЛУКОЙЛ занимает лидирующие позиции среди производителей битумов в России, на протяжении многих лет предлагая широкий спектр продуктов, полностью удовлетворяющий потребности клиентов.

Мощности по производству битумных материалов сосредоточены на заводах  «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» и «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». На нефтеперерабатывающих заводах Группы ведется непрерывная работа по расширению ассортимента и повышению качества битумной продукции.

В Кстово на территории ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез действует крупнейший в России научно-исследовательский центр (НИЦ) по битумным материалам. По технической оснащенности НИЦ не уступает лучшим профильным европейским R&D-центрам. Его специалисты разрабатывают современные битумные материалы, тестируют качество производимого битума, а также совместно компаниями-производителями асфальтобетонов контролируют результаты его применения. Спектр испытаний битумов и асфальтобетонов, проводимый здесь, – более 70 методов, моделирующих транспортные нагрузки и климатические условия любого уровня сложности.

Единым оператором по реализации битумной программы со второго полугодия 2017 года является ООО «ЛЛК-Интернешнл» (100 % дочернее предприятие ПАО «ЛУКОЙЛ»).

Производство битумов. Мощности заводов

ООО «ЛУКОЙЛ-ВОЛГОГРАДНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА»

Мощность 250 тыс. тонн в год

  • Битум дорожный марки БНД 50/70 (ГОСТ 33133-2014)

  • Битум дорожный марки БНД 70/100 (ГОСТ 33133-2014)

  • Битум строительный затаренный марки БН 90/10, брикетированный (ГОСТ 6617-76)

  • Битум кровельный марки БНК 45/190 (ГОСТ 9548-74)

ООО «ЛУКОЙЛ-НИЖЕГОРОДНЕФТЕОРГСИНТЕЗ»

Мощность 850 тыс. тонн в год

  • Материал вяжущий нефтяной битумный улучшенный ЛУКОЙЛ ROADLINER БНДУ 60 (СТО 79345251-179-2019), возможна упаковка в биг-бэги

  • Материал вяжущий нефтяной битумный для резиноасфальтобетонов ЛУКОЙЛ ROADLINER МВНБ-Р (СТО 79345251-219-2020), возможна упаковка в биг-бэги

  • Битумное вяжущее марки PG 52-28 (ГОСТ Р 58400.1-2019), возможна упаковка в биг-бэги

  • Битумное вяжущее марки PG 58-22 (ГОСТ Р 58400.1-2019), возможна упаковка в биг-бэги

  • Битумное вяжущее марки PG 58-28 (ГОСТ Р 58400.1-2019), возможна упаковка в биг-бэги

  • Битумное вяжущее марки PG 58-34 (ГОСТ Р 58400.1-2019)

  • Битумное вяжущее марки PG 64-22 (ГОСТ Р 58400.1-2019), возможна упаковка в биг-бэги

  • Битумное вяжущее марки PG 64-28 (ГОСТ Р 58400.1-2019)

  • Битумное вяжущее марки PG 64-34 (ГОСТ Р 58400.1-2019)

  • Битумное вяжущее марки PG 70-22 (ГОСТ Р 58400.1-2019), возможна упаковка в биг-бэги

  • Битумное вяжущее марки PG 70-28 (ГОСТ Р 58400. 1-2019)

  • Битум нефтяной дорожный улучшенный БНДУ 60 (СТО АВТОДОР 2.1-2011), возможна упаковка в биг-бэги

  • Битум дорожный марки БНД 50/70 (ГОСТ 33133-2014), возможна упаковка в биг-бэги

  • Битум дорожный марки БНД 70/100 (ГОСТ 33133-2014), возможна упаковка в биг-бэги

  • Битум дорожный марки БНД 100/130 (ГОСТ 33133-2014), возможна упаковка в биг-бэги

  • Битум строительный затаренный марки БН 70/30, брикетированный (ГОСТ 6617-76)

  • Битум строительный затаренный марки БН 90/10, брикетированный (ГОСТ 6617-76)

  • Битум кровельный марки БНК 45/190 (ГОСТ 9548-74)

  • Вяжущее полимерно-битумное марки ПБВ-40 (ГОСТ 52056-2003)

  • Вяжущее полимерно-битумное марки ПБВ-60 (ГОСТ 52056-2003)

  • Вяжущее полимерно-битумное марки ПБВ-90 (ГОСТ 52056-2003)

  • Вяжущее полимерно-битумное марки ПБВ-130 (ГОСТ 52056-2003)

ПРОЧИЕ ПЛОЩАДКИ
  • Вяжущее полимерно-битумное дорожное ЛУКОЙЛ ROADLINEAR CROSSLINK 1000 (СТО 79345251-233-2020)

  • Битумное вяжущее марки PG 52-34 (ГОСТ Р 58400. 1-2019)

  • Битумное вяжущее марки PG 58-34 (ГОСТ Р 58400.1-2019)

  • Битумное вяжущее марки PG 58-40 (ГОСТ Р 58400.1-2019)

  • Битумное вяжущее марки PG 64-34 (ГОСТ Р 58400.1-2019)

  • Битумное вяжущее марки PG 76-28 (ГОСТ Р 58400.1-2019)

  • Битумное вяжущее марки PG 76-34 (ГОСТ Р 58400.1-2019)

  • Битумное вяжущее марки PG 82-22 (ГОСТ Р 58400.1-2019)

  • Вяжущее полимерно-битумное дорожное ПБВ 60 (ГОСТ 52056-2003)

  • Вяжущее полимерно-битумное дорожное ПБВ 90 (ГОСТ 52056-2003)

  • Вяжущее полимерно-битумное дорожное ПБВ 130 (ГОСТ 52056-2003)

Группа «ЛУКОЙЛ» выпускает широкую номенклатуру битумной продукции: битумы дорожных, кровельных, строительных марок, а также дорожный битум, упакованный в мягкие битумные контейнеры, типа «биг-бэг».

расход нефтяного битума на 1 м2 асфальтового покрытия. ГОСТ, БНД 90/130, БНД 70/100 и другие марки

В строительстве, кроме цемента, песка и щебня, широкое применение нашёл и битум. Он имеет хорошие значения водонепроницаемости и проникновения в сыпучие стройматериалы, включая просачивание в стройсмеси. Его применение – дорожное и частное строительство.

Что это такое?

Под битумом подразумевают плотное и вязкое вещество, напоминающее по своей консистенции смолу. Его транспортируют в виде кусков разных размеров – перед применением эти фрагменты растапливают, пока он не перейдёт в жидкое состояние. Данный материал, помимо асфальтовой и асфальтобетонной смеси, нашёл применение в качестве гидроизолирующей прослойки, например, между бетонным полом (фундаментом) и первым рядом кирпича стены.

Несмотря на однородность и кажущуюся простоту, битумный стройматериал обладает сложным составом. В норме это углеводородные соединения, в которых могут быть растворены азот, металлоприсадки и кислород. Но этим состав вещества не заканчивается: в нём наличествуют гетероорганика. Состав битума достаточно разнообразен, чтобы не сразу назвать все включения, присутствующие в нём.

Из чего делают?

Искусственный битум производится на основе гудрона – остаточного материала после крекинга (расщепления) нефти. Гудрон, который представляет собой нефтяной остаток после выделения газов, жидкостей разной степени густоты, являющихся таковыми при комнатной температуре, подвергают одной из трёх процедур.

  1. Осаждение тяжёлых фракций нефтяных остатков с использованием пониженного давления (вакуума). Полученный состав обладает достаточной легкоплавкостью и мягкостью. Сырьём для производства «вакуумного» битума является нефть с повышенным содержанием серы и смолы.
  2. Гудрон окисляют, разогрев его до температуры порядка 200 градусов и продувая воздухом. При продувании разогретого гудрона чистым кислородом выходит относительно термостабильный стройматериал.
  3. Применение дистиллятов при смешанном составе гудрона. Последний может содержать в разных пропорциях окисленный и остаточный гудрон.

Полученный битум классифицируется по определённым признакам. Он поставляется в виде брикетов, которые допустимо укладывать в штабели – при невысоких температурах хранения.

Характеристика разновидностей

При уточнении вида или разновидности битума учитывают следующие характеристики.

  1. Плотность, или удельный вес битума, – 950-1500 кг/м3. Куб битума не должен весить больше максимальной отметки – в противном случае стоит заподозрить наличие в нём камней и иного мусора. Не всякий битум легче воды. Объёмный вес – масса одного кубометра – определяется конкретной маркой данного стройматериала.
  2. Температура плавления битума зависит от марки. Данный параметр позволяет оценить, при какой температуре битум становится жидким настолько, что он льётся, подобно сиропу. Но, охладив расплавленный битум любой марки до температуры ниже 80 градусов, вы гарантированно получите среду с густотой деревенской сметаны, которую вылить уже невозможно.

Каждая разновидность и марка битума определяет его конкретную область применения. Например, битум, применяемый для изготовления толя (рубероида), использовать для дорожного строительства затруднительно – асфальт на морозе может быстро растрескаться, а на жаре – размягчиться и сместиться, искривив дорожное покрытие, сбив на его поверхности волны.

Такая дорога подлежит срочному ремонту.

Природный

Натуральный битумный состав – горючие полезные ископаемые. Конкретно – природные реагенты, входящие в них. Природный битум – продукт переработки нефти силами природы. Он формируется, когда месторождение подверглось конкретным изменениям, к примеру, в процессе окисления при вступлении в реакции с окружающими их минералами либо в естественный резервуар, где находилась нефть, проникли бактерии-экстремофилы, способные изменить состав нефтефракций.

Для доступа к натуральному битуму сооружают шахты или карьеры.

Натуральный битум – асфальт естественного происхождения, озокерит, мальт – производные, источником которых являются горючие полезные ископаемые.

Асфальтовый порошок

Он образуется среди горных пород, похож на известняк. При переработке асфальтопорошка нужные реагенты извлекаются при температуре, отличной от комнатной.

Искусственный

Нефтяной, или искусственный битум, образуется лишь при перегонке нефти. Используются процессы крекинга, отложения (осаждения) и окисления тяжёлых фракций нефти, по сути, образующих мазут (гудрон).

Гудронный

Фракции битума – по процентной составляющей – вычисляются при химическом анализе мазута, оставшегося после испарения газов и жидкостей, входящих в состав нефти. Гудронный битумный состав – важная составляющая тёплого и горячего асфальтов, без которых не осуществить прокладку (или ремонт) дорог. Из гудронного битума получают прочие разновидности битумного стройматериала.

Другие

Например, холодный состав, содержащий дополнительные полимерные включения, в своём составе имеет резиновую крошку, пластмассы, улучшающие его свойства, углеродно-органические растворители. Подплавленный, размягчённый кусок битума, используемого для асфальта или при производстве толя, разводят уайт-спиритом. Образуется битумная краска, создающая лучший, чем, к примеру, масляная, эффект гидроизоляции стен. Но одним уайт-спиритом присадки в холодный битум не ограничиваются.

Битум, отслуживший свой срок, осыпается, и его перерабатывают, получая из него летучие углеводородные соединения, либо загружают вместе с дровами в пиролизную печь.

В последнем случае удаётся получить много жара, находящего своё применение, к примеру, в ТЭЦах и котельных.

Марки

БНД 40/60

Один из самых легкоплавких. Размягчается при 40-градусной температуре. Применение его ограничено тем, что в южных регионах России, даже при облачной, но жаркой погоде, он близок к размягчению. Используется преимущественно в северных широтах, где лето почти никогда не бывает жарким.

Морозоустойчив, может сохранять свои свойства зимой, почти не подвержен разбитию на куски и осколки.

БНД 50/50

Состав, который размягчается лишь при температуре 50 градусов. Это не является завышением требований ГОСТ. Фактически он способен нагреться – в составе асфальта – в летний зной. Великолепно прилипает – это свойство идёт в пользу ямочного ремонта дорог, на полную перепрокладку которых средства из местного или федбюджета ещё не выделены в полном объёме.

При установке куска на ровной поверхности данное вещество растекается в ровную лужу. Это даёт возможность получить ровный, без нежелательных изменений слой.

БНД 70/100

Для размягчения эта марка битума должна нагреться до 72 градусов. Отличается высоким прилипанием. Применяется для выпуска рубероида. Возможно применение состава в качестве нижнего или верхнего слоя асфальта – им, к примеру, поливают старый асфальт перед укладкой нового, если дорогу требуется поднять на 10 и более сантиметров. Разбитие асфальта даёт фрагменты, не поднимающие пыль с дороги при их извлечении.

Данная марка благодаря повышенной температуре размягчения имеет предрасположенность к формированию трещин в асфальте, и на морозе такое твёрдое покрытие растрескивается быстрее.

БНД-90/130

Нагревается до 90 градусов, что относит его к реагентам для горячего асфальта. Разбитие асфальта с таким битумом усложнено, но при действии кувалды или отбойника покрытие дороги рассыпается на осколки.

В чистом виде разбитый состав данной марки обладает блестящими, глянцевыми сколами.

Сферы применения

Пластичность, хорошая прилипаемость, нечувствительность к замерзанию – здесь битум незаменим для гидроизоляции дорог (и в дорожном строительстве в целом), зданий, строений и сооружений. Битумные стройматериалы трудно повредить.

БНД – битум нефтяной дорожный – самый дешёвый материал. Битумная кровля и гидроизоляция стен и фундамента – отличный способ защитить постройку от сырости (мокрого грунта и осадков). Вышеупомянутый толь, а также гидростеклоизол – тому примеры. Мастики, содержащие битум, выпускаются на базе битумно-каучуковой смеси, латекса, уретана, акрила – они применяются в качестве гидроизолирующего кровельного слоя. С ними протечка в крыше и перекрытиях полностью исключена.

Если обратиться к памятникам истории и строениям, найденным при раскопках, то уже в древние времена битум применяли при постройке зданий и строений различного назначения.

Правила использования

Работа с битумом требует соблюдения определённой стадийности работ – прогревание, добавка присадок и тщательное перемешивание. После исчерпывающей подготовки полученный состав наносят на поверхность, нуждающуюся в таком покрытии.

Нагревание осуществляется в битумоплавильных установках. Простейший вариант – растапливание битума в бочках на огне. Рекомендуется после размягчения начать перемешивать битум, чтобы он не выгорал и не разлагался. Шипение и вспенивание состава при его нагреве – естественное проявление свойств битума. Полностью расплавленный битум обладает гладкой и блестящей поверхностью, зеркально отражающей падающий на него свет.

Появление едкого задымления воздуха – признак начавшегося разложения битумного состава, при этом дым становится едким, с жёлто-зеленой палитрой. Для гидроизолирующих слоёв битум перегревать недопустимо – после остывания, ввиду начавшегося разложения, он потрескается. При нагревании необходимо держать в шаговой доступности лист фанеры – если битум загорится, накрывание горловины бака приведёт к перекрытию доступа кислорода, и пламя тут же погаснет.

Добавляя растворитель, выберите бензин или уайт-спирит. Если битум перегрели до температуры выше 160 градусов, можно применить керосин. Чем тяжелее и гуще фракция, тем в более перегретый битум можно её добавлять, не опасаясь, что она выпарится раньше времени, не успев разжижить состав.

Битума должно быть больше, чем растворителя: 30 или 50 процентов растворяющей добавки. Разогревают битум с растворителем по отдельности – это исключит самовоспламенение.

При большом объёме битумной смеси растворитель вливается в битум. При малом – по-другому.

Процесс розлива вяжущих составов – битумосодержащих смесей – учитывает скорость затвердевания стройматериала. Перенося битум на покрываемую поверхность, мастер столкнётся с тем, что его слой загустевает и сохнет через 2 минуты, и дальнейшее выравнивание стены или перекрытия станет невозможным. Предварительно поверхность обрабатывается при помощи битумного праймера. Последний застывает существенно дольше, чем основной битумный состав, а значит, допустимо использование кисти или валика. При нанесении толстого слоя битума применяют, например, швабру, крепко обмотанную тканью.

Норма расхода битума варьируется исходя из характера работ. Для гидроизоляции – максимум 2 кг на 1м2. Толщина покрытия – не более 2 мм. Тонкий слой пропускает воду, толстый – быстрее трескается. Для дорог и тротуаров – до 3 кг/м2. Если перелить – битум застывает дольше, а на жаре станет вязким. Меньший слой не даст хорошей прочности. Пропитывание асфальта (или асфальтобетона) может потребовать до 1 кг на 1 м2.

О том, как происходит укладка асфальта, вы можете посмотреть в видео ниже.