Пример мхов и папоротников: С помощью атласа-определителя приведите примеры: а) мхов; б) папоротников; в) хвойных растений; г) цветковых растений.

Содержание

Мхи и папоротники

Размножение высших споровых растений

Цель: познакомиться с особенностями размножения высших споровых растений (мхов и папоротников)

Задачи:

выяснить особенности размножения мхов

выяснить особенности размножения папоротников

сравнить жизненный цикл мхов и папоротников

сравнить размножение высших и низших споровых растений

Оборудование: гербарии «Папоротники» и «Мох кукушкин лён», презентация «Размножение высших споровых растений», плакаты «Папоротники» и «Мох кукушкин лён», карточки с вопросами и заданиями для работы в группах и парах, магнитное пособие «Жизненный цикл папоротников» и «Жизненный цикл мхов»

Ход урока

Организационный этап. Приветствие, проверка рабочих мест, фиксация отсутствующих.

Проверка домашнего задания.

Учитель. Мы на прошлом уроке приступили к изучению темы «Размножение растений».

С чем мы познакомились при рассмотрении этого вопроса? Ученик. Мы выяснили, какие формы размножения характерны растений и познакомились с размножением низших споровых растений, одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучать особенности размножения споровых растений, но уже на примере высших споровых.

Прежде чем перейти к этому вопросу, вспомним материал прошлого урока. Для этого мы проведём письменную работу. У вас на партах находятся листочки с тестовым заданием. Вам необходимо при ответе выбрать один правильный ответ на каждый вопроси записать его в тетрадь. На выполнение задания вам отводится 6 минут.

Работа с тестом

Учитель. Проверим правильность выполнения вами этого задания. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Если ответ правильный, ставьте плюс, если нет, то минус. (слайды № 2,3,4,5,6,7).

Взаимопроверка тестов.

Учитель. Кто не сделал ни одной ошибки? Оцените друг друга. Критерии оценки следующие (слайд № 8)

Нет ошибок – «5»

1 – 2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Больше 3 ошибок – «2»

Учитель. Продолжим проверку домашнего задания. Задания на слайде № 9,10,11,12. Что изображено на слайде? Что отмечено каждой из цифр?

Итак, мы с вами повторили особенности размножения низших споровых растений. Это нам поможет при изучении новой темы.

Актуализация знаний.

Учитель. Начать изучение новой темы мне бы хотелось с высказывания одного ботаника (слайд № 9). «Мхи развиваются совершенно так же, как папоротники, только совсем наоборот…» (ботаник Боннье). Исходя их этих слов, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока, а также цель и задачи. Формулировка темы, постановка цели и задач урока

Изучение новой темы.

Учитель. Чтобы достигнуть поставленных нами задач, я предлагаю вам поработать в парах с текстом и рисунками учебника на страницах 195 – 197. У вас на партах листочки с вопрос

Размножение мхов и папоротников — презентация онлайн

Тема
урока
Цель
обучения
Цели
урока
• Размножение мхов и
папоротников
• 8. 2.1.2 объяснить особенности
полового и бесполого
поколения на примере мхов и
папоротников
• описать особенности полового (гаметофит) и бесполого
(спорофит) поколения мхов и папоротников;
• определить отличительные особенности гаметофита и
спорофита моховидных и папоротникообразных;
• определить, какое поколение преобладает в жизненном
цикле мхов и папоротников.
Повторение
Используя гербарные образцы папоротников и мхов,
опишите их отличительные характерные особенности.
Мох
Папоротник

3. Петро, герой повести Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала», так увидел цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая

Определите, имеется ли
биологическая ошибка в данном
отрывке
Мультфильм «Вечера накануне
Ивана Купала» (с 6 минуты)
https://www.youtube.com/watch?v=u
uQizKgb2R4
Петро, герой повести Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана
Купала», так увидел цветение папоротника: «Глядь,
краснеет маленькая цветочная почка и, как будто
живая, движется. В самом деле, чудо! Движется и
становится все больше, больше и краснеет, как
горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо
затрещало, и цветок развернулся перед его очами,
словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь
пора!» — подумал Петро и протянул руку. Смотрит,
тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку,
а позади его что-то перебегает с места на место.
Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок
остался в его руках».

4. Подумайте и ответьте

1. Есть ли у папоротников
цветок?
2. Для чего растениям нужен
цветок?
3. Если у папоротников нет
цветков, то как могут
размножаться данные растения?
4. Какой процесс вы будете
изучать сегодня и у каких
представителей?
Тема
урока
Цель
обучения
Цели
урока
• Размножение мхов и
папоротников
• 8.2.1.2 объяснить особенности
полового и бесполого
поколения на примере мхов и
папоротников
• описать особенности полового (гаметофит) и бесполого
(спорофит) поколения мхов и папоротников;
• определить отличительные особенности гаметофита и
спорофита моховидных и папоротникообразных;
• определить, какое поколение преобладает в жизненном
цикле мхов и папоротников.
Обсудить в парах понятие «жизненный цикл» и
постарайтесь дать определение.
• Жизненный
цикл или цикл развития — совокупность всех
фаз развития, пройдя которые, обычно, начиная с зиготы,
растительный организм достигает зрелости и становится
способным дать начало следующему поколению.
• Длительность
жизненного цикла определяется числом
поколений (генераций), развивающихся в течение года, или
числом лет, на протяжении которых осуществляется один
жизненный цикл.

8. Проблемный вопрос:

• Сколько поколений составляет жизненный цикл мхов и
папоротников?

9. Чередование поколений у растений

Заполните рабочий лист в ходе просмотра видео:
https://www.youtube.com/watch?v=Um5GVdzuNS0
(Размножение споровых растений)

10. Видео

• https://www.youtube.com/watch?v=rHOyOU
Zmsds (Мохообразные)
• https://www.youtube.com/watch?v=-
1pWWuRfhdo (Папоротникообразные)
Кукушкин лен

12.

Жизненный цикл мха

17. Отдел Моховидные (преобладает гаметофит) Отдел Папоротниковидные (преобладает спорофит)

• Гаметофит – это половое поколение, образующее
гаметы.
• Спорофит – это бесполое поколение, образующее споры.
• Антеридий — «мужской» половой орган споровых
растений (водоросли, мхи, папоротники) и грибов
(оомицеты, аскомицеты), участвующий в образовании
сперматозоидов.
• Архегоний — «женский» половой орган всех растений,
кроме водорослей, участвующий в образовании
яйцеклеток. Имеются у бриевых (мхи, печеночники), у
птеридовых (папоротники, хвощи) и у многих семенных
(производящих семена) растений.

18. Закрепление

• Мужские органы полового размножения споровых
растений называются антеридии.
• Женские органы полового размножения споровых
растений называются архегониями.
• Мохообразным нужна вода для оплодотворения, потому
что сперматозоиды могут попасть к архегониям и достичь
яйцеклеток только двигаясь по воде.
• Гаметофит мохообразных – листостебельное растение или
слоевище, а спорофит коробочка на ножке.
• Гаметофит папоротникообразных – плоский сердцевидный
фотосинтезирующий заросток, а спорофит корневище с
придаточными корнями, от которого на поверхность почвы
выходят спороносные листья – вайи.
• В жизненном цикле мхов преобладает гаметофит.
• В жизненном цикле папоротников преобладает спорофит.

19. Домашнее задание

• — записать определения новых терминов в
тетрадь
• — зарисовать жизненные циклы мхов и
папоротников (с обозначениями)

20. Рефлексия

•Знаю …
•Умею …
•Понимаю…

Жизненный цикл мхов и папоротников

Тема урока

Жизненный цикл мхов и папоротников

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.

2.1.2 объяснять особенности полового и бесполого поколения на примере мхов и папоротников

Ф.И ученика____________________________________________________

  1. Опишите жизненный цикл мхов, на примере Кукушкин лен.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема урока

Жизненный цикл мхов и папоротников

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8. 2.1.2 объяснять особенности полового и бесполого поколения на примере мхов и папоротников

Ф.И ученика____________________________________________________

1. Опишите жизненный цикл папоротников.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конспект по биологии на тему «Плоидность мхов и папоротников при размножении».

У споровых растений — мхов и папоротников — наблюдается чередование поколений. Одно из них размножается бесполым способом (спорами), а другое — половым. Первое называется спорофитом, а второе — гаметофитом. http://myblog-bio.blogspot.ru/2014/02/blog-post.html — ссылка на видео.

Жизненный цикл мхов состоит в правильном чередовании двух различных поколений, отличающихся по своему строению, внешнему виду и функциям.
Гаметофит (половое поколение) включает в себя органы полового размножения, которые вырабатывают половые клетки. Спорофит (бесполое поколение), образует споры для бесполого размножения. Спорофит паразитирует на гаметофите, получая от него необходимые вещества.

Половое поколение преобладает над бесполым, чем отличает мхи от других высших растений. Привычный для нас мох и есть гаметофит. На примере известного зеленого мха «Кукушкин лен обыкновенный» проследим путь размножения. Ранней весной на гаметофите появляются мужские и женские половые органы (гаметангии) — овальные образования на ножках. В них созревают половые клетки — гаметы. В женских гаметангиях (архегониях) созревают яйцеклетки, а в мужских (антеридиях) — спермии. Архегония выделяет вещества, аналогичные феромонам, способные указать путь спермия к яйцеклетке. Спермии плывут в весенней воде к яйцеклетке и оплодотворяют ее. Из оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) прямо на теле архегонии и вырастает спорофит.

Созревание спор.В коробочке спорофита (спорангии) происходит созревание спор. После созревания крышечка спорангии открывается, и, высыпаясь, споры разносятся ветром. Спора, попадая во влажный грунт, прорастает в зеленую ниточку (протонему). Протонема растет и ветвится путем деления. Из нее вырастает новый гаметофит.

У некоторых мхов женский и мужской гаметофиты, развившиеся из одной протонемы, находятся на разных особях. Это двудомные растения (например, кукушкин лен). А у однодомных растений они расположены на одной особи (сфагнум).

У некоторых родов мха (маршанция) гаметофиты однополые, то есть мужской и женский гаметофит — это два разных растения, которые развились из разных протонем. Сложность размножения этого вида состоит в том, что женская и мужская споры должны упасть и прорасти рядом, иначе расстояние может стать преградой к размножению.

Жизненный цикл папоротника. Папоротники, являются диплоидными спорофитами. Споры образуются в результате мейоза в коричневых спорангиях на внутренних сторонах листьев папоротника. После того как созревшие споры падают на землю, они развиваются в маленькие, плоские, серцевидные гаметофиты (рис. 3-2). Гаметы образуются в специализированных структурах на нижней поверхности этих миниатюрных растений. Один тип гамет представляет собой маленькие подвижные микрогаметы (сперматозоиды). Другой — крупные неподвижные макрогаметы (яйцеклетки). У папоротников яйцеклетки и сперматозоиды образуются в одних и тех же гаметофитах.

Когда происходит высвобождение сперматозоидов (во время дождливого периода), они передвигаются в воде, окружающей гаметофит. В свою очередь яйцеклетки образуют специфическое вещество, которое способствует передвижению сперматозоида к яйцеклетке и их слиянию. Образовавшиеся зиготы растут и разрушают гаметофит. Вновь сформированное растение является спорофитом.

У папоротников спорофит представлен растением с большими листками, а гаметофит — небольшой зеленой структурой в форме сердца, на ней и образуются половые клетки.

ИТОГ: В жизненном цикле высших споровых растений наблюдается закономерная смена двух поколений — бесполого диплоидного (спорофита) и полового гаплоидного (гаметофита). Соответственно, чередуется бесполое размножение (образование спор) и половое размножение (с образованием гамет и оплодотворением). Этот порядок чередования поколений всегда соблюдается неукоснительно (спорофит-споры-гаметофит-гаметы-зигота-спорофит…), но одно из поколений всегда преобладает над другим и на него приходится большая часть жизненного цикла.

СЛОВАРЬ:

Хромосомы — структурные элементы ядра клетки, содержащие ДНК, в которой заключена наследственная информация организма. В хромосоме в линейном порядке расположены гены.

Хромосомный набор — совокупность хромосом, заключенных в каждой клетке организма.

Пло́идность — (от греч. -ploos — кратный и eidos — вид) — число наборов хромосом, находящихся в ядрах клеток организма.

Гаплоидныеклетки — содержат одинарный набор непарных хромосом (половые клетки, прокариоты).

В половых клетках содержится гаплоидный (одинарный) хромосомный набор, в котором хромосома каждого типа встречается только один раз.

В соматических (телесных) клеток большинства видов — диплоидный (двойной), в котором имеются всегда по две хромосомы каждого типа (парные, или гомологичные, хромосомы, происходящие одна от материнского организма, а другая от отцовского).

Каждый вид организмов обладает характерным и постоянным хромосомным набором.

Урок 14. высшие споровые растения — Биология — 5 класс

Биология, 5 класс

Урок 14. Высшие споровые растения

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Урок посвящён изучению строения и многообразия некоторых представителей царства Растения: мхов, папоротников, хвощей, плаунов.

Ключевые слова:

Растения, мхи, папоротники, хвощи, плауны, высшие споровые растения

Тезаурус:

Ризоиды – бесцветные нитевидные клетки, выполняющие роль корней у мхов.

Споры – клетки растений и грибов, служащие для их размножения и рассеяния.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы всё с вами любим гулять в лесу, но в лесу можно заблудиться и тогда лес становится опасным местом. Чтобы этого не произошло, чтобы не потеряться в лесу существуют природные ориентиры. Самый распространённый – это найти ствол дерева и посмотреть, с какой стороны растёт мох, если мы увидели, что мох растёт на определённой стороне значит, это северная сторона, но это не совсем верно, потому что мох растёт не только на северной стороне. Как вы думаете, почему?

Вы слышали о празднике восточных славян, посвящённому летнему солнцестоянию и наивысшему рассвету природы? Это праздник Ивана Купала. По преданию, один раз год, только в ночь на Ивана Купала зацветает папоротник – это происходит 7 июля. В густой чаще дремучего леса, посреди раскинувшихся листьев, вдруг появляется огненный бутон. Он растёт и тлеет, как будто уголёк, но ровно в полночь с треском раскрывается и появляется чудесный цветок, который озаряет всё вокруг.  Если человек сорвёт этот цветок, тогда ему понятны будут многие тайны. Он будет понимать язык животных, ему будут подвластны все клады, как глубоко бы они ни были спрятаны. И этот человек также будет невидим. Но почему до сих пор никто не нашёл этот цветок папоротника? Давайте разгадаем легенду. Ведь сегодня мы на уроке будем изучать некоторых представителей царства Растения: мхи, папоротники, хвощи, плауны.

Высшие споровые растения: мхи, папоротники, плауны, хвощи.

Мхи, в отличие от водорослей, имеют стебель и листья. Корней у мхов нет, их заменяют ризоиды (от греч. риза – корень и эйдос – вид) – бесцветные нитевидные клетки. С помощью ризоидов мхи укрепляются в почве и всасывают воду. Мхи преимущественно распространены в хорошо увлажнённых местах, и лишь некоторые виды встречаются в засушливых областях (в сухой период они находятся в состоянии покоя и возобновляют жизнедеятельность при выпадении осадков).

Папоротпики, хвощи, плаупы растут в основном во влажных тенистых местах. Это многолетние, чаще всего травянистые растения. В тропических широтах встречаются древовидные папоротники. Все они имеют корни, стебли и листья. У этих растений хорошо развиты отдельные виды тканей, что позволяет им достигать больших размеров.

Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами, поэтому их относят к высшим споровым растениям.

Многообразие организмов. Современные плауны, хвощи и папоротники – это потомки очень крупных древовидных растений, живших около 300 млн лет назад в каменноугольном периоде палеозойской эры на всех материках, включая Антарктиду. В то время климат на нашей планете был постоянно влажным и тёплым. Часто шли ливневые дожди. В этих условиях росли древовидные гигантские растения, которые формировали леса. Некоторые деревья этих лесов достигали в высоту почти 40 м. Под их пологом существовали небольшие растения, напоминавшие современные мхи, папоротники, хвощи и плауны. Отмирая, они образовали залежи каменного угля: многоводные реки во время разливов сносили упавшие деревья на мелководья, покрывали их там илом и песком. Под давлением наносов и воды деревья спрессовывались и за многие миллионы лет без доступа кислорода превращались в каменный уголь. В пластах каменного угля находят отпечатки и окаменелые части растений и животных. По ископаемым остаткам учёные узнают о растениях, которые жили сотни миллионов лет назад и давно вымерли.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Текст вопроса: Впишите название организма, изображённого на рисунке.

Варианты ответов: Изображённый на нём организм — это _____.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Изображённый на нём организм — это мох.

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте

Текст вопроса: Впишите правильные слова.

В наших краях папоротники — это небольшие ___________ растения, обитатели влажных мест. Все папоротники имеют _________, стебель и __________. А вот _________ у них нет. Размножение происходит с помощью __________.

Варианты ответов:

многолетние

корень

листья

цветков

спор

Правильный вариант ответа:

В наших краях папоротники — это небольшие многолетние растения, обитатели влажных мест. Все папоротники имеют корень, стебель и листья. А вот цветков у них нет. Размножение происходит с помощью спор.

План урока по теме «Жизненный цикл мхов и папоротников. Гаметофит. Спорофит»

План самостоятельной работы при дистанционном обучении

Просмотр
содержимого документа

 

Предмет

Биология

Ф. И.О. учителя

Гриб С.Н.

Учебник

Биология «Атамұра» 2018 год

Урок №  52, тема урока

Жизненный цикл мхов и папоротников. Гаметофит. Спорофит.

Цели обучения

(кратко)

8.2.1.2 объяснять особенности полового и бесполого поколения на примере мхов и папоротников

Ф. И. учащегося (заполняется учеником)

 

 

Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Выполнение

(заполняется учеником)

Изучи

Прочитай параграф 47

Посмотри

http://smk. edu.kz/Attach/FileDownload/cbaa777a-f720-4b60-97f6-974c686925ed

(мхи и папоротники)

http://smk.edu.kz/Attach/FileDownload/36388ef6-670b-46ce-b3d9-de75944e6770

(размножение мха)

http://smk.edu.kz/Attach/FileDownload/d2daea03-c4e4-45df-9315-5b305fcb5efe

(размножение папоротника)

 

 

Учащиеся просматривают видео, записывают тему урока, выписывают основные термины по новой теме.

 

Ответь

1. Спорофит-это?

2.Гаметофит-это?

3.Заросток-это?

4. Гаплоидность-это?

5.Диплоидность-это?

6.Гамета-это?

7.Зигота-это?

8.Антеридий-это?

9.Архегоний-это?

 

Выполни

 

  1. Задание

Дополните схему «Цикл развития мха»

 

1-. ………………………

2……………………..

3………………………….

4………………………

 

 

2.Задание На рисунке изображен «Цикл развития папоротника»

 

Назовите, что изображено цифрами 1,6?

1 ……………………………………………………………..

6………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Параграф №47,рис 101 стр 187, рис100 стр 186.

 

Рефлексия

 

Рефлексия «Лестница успеха»

Знаю …

Умею …

Понимаю

 

Ученик делает рефлексию в конце работы.

 

Обратная связь от учителя

(словесная оценка и/или комментарий)

 

 

 

Информация о публикации

Загружено:


Категория: Биология | Добавил: Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0