Нефтяные битумы: Битумы нефтяные — это… Что такое Битумы нефтяные?

Разное

Содержание

Марки нефтяных битумов

Битум нефтяной – это твердый, вязкопластичный или жидкий продукт переработки нефти. Химический состав битумов говорит о том, что они являются сложными смесями высокомолекулярных углеводородов и их неметаллических производных, таких как, азот, кислород и сера, полностью растворимых в сероуглероде.

Где добывают природные битумы

Процедура получения и комплексного превращения природных битумов осуществляется в следующем порядке:

  • промысел битумосодержащей породы
  • выделение из битумосодержащей породы органической и минеральной частей
  • перевозка битума
  • этапы переработки битума.

Исходя из условий расположения и физических характеристик сырья процесс разработки месторождений природных битумов ведется такими методами:

  • карьерный и шахтный очистной метод подразумевает извлечение породы на поверхность с дальнейшим экстрагированием битума при помощи растворителя или горячей воды с добавкой эмульгирующих компонентов
  • шахтный дренажный метод подразумевает добычу природных битумов в шахте самотёком посредством системы восходящих дренажных скважин, пробурённых из горных выработок
  • скважинный внутрипластовой метод отличается добычей природных битумов при помощи термического или иного действия на битумонасыщенные породы через скважины, пробурённые с поверхности.

Рудничные (карьерный и шахтный) методы подходят для разработки месторождений с битумонасыщенностью вмещающих пород более 10 % и глубиной залегания 60 — 90 метров. Доля добычи битума при этом составляет около 85 — 90 %. Именно так добывается битум на Ярегском нефтяном месторождении в Республике Коми.
Скважинные методы подходят для разработки месторождений жидких природных битумов, к примеру, битуминозной нефти. Глубина залегания таких месторождений превышает 100 метров. Такой метод позволяет добиться коэффициента нефтеотдачи лишь 30 %.
Различные природные битумы – это еще не товарный продукт, как нефть или газ. Чтобы получить товарный продукт нужно осуществлять дополнительные технологические процессы.
Нефтяные битумы можно получить на нефтеперерабатывающем заводе из различных видов нефти, которые имеют различный химический состав. На перерабатывающем предприятии нефть перегоняют с выделением фракций:

  • светлые продукты - бензин, лигроин, керосин
  • смазочные масла
  • другие виды нефтепродуктов.

Остаточные продукты по окончанию отбора более легких по массе фракций — гудрон, крекинг — далее применяют как сырье для производства нефтяных битумов определенных параметров. Сегодня существуют такие методы получения нефтяных битумов:

  • атмосферно-вакуумная перегонка нефти с получением остаточных битумов, которые имеют низкую вязкость и чаще всего подвергаются окислению 
  • окисление нефтяных остатков с получением окисленных битумов. Такие продукты имеют более высокую вязкость
  • смешение остатков, образующихся при перегонке нефти с получением компаундированных битумов. Их производят при помощи смешения битума деасфальтизации (конечный продукт обработки гудрона жидким пропаном) с масляными дистиллятами.

Битумы нефтяные строительные

Битум строительный бывает:

  • для общестроительных работ. В этой категории три марки нефтяных битумов: БН-50/50; БН-70/30 и БН-90/10, где числитель – коэффициент температуры размягчения, а знаменатель – средний показатель пределов изменения пенетрации
  • для кровельных работ, марок БНК45/180; БНК-90/40 и 90/30, а также БНК-45/190
  • БНИ - нефтяной изоляционный - марок БНИ-IV-3, БНИ-IV и БНИ-V. Такие битумы применяются в процессе изоляции поземных трубопроводов для их защиты от коррозии.

Помимо перечисленных марок, бывает еще жидкий дорожный битум. Он отличается низким показателем вязкости и применяется в дорожном строительстве в составе асфальтобетона, если его нужно укладывать при пониженных температурах воздуха. Жидкие битумы изготавливают при помощи смешивания вязких битумов БНД с дистиллятными фракциями-разжижителями, медленно испаряющимися после укладки дорожного покрытия. Однако вследствие высокой пожароопасности и колоссальным вредом для природы, его используют довольно редко.

Свойства битумов

К главным свойствам битумов можно отнести:

  • вязкость 
  • пластичность
  • температуру размягчения и хрупкости
  • адгезию. 

Самая главная характеристика структурно-механических свойств битумов – это вязкость, которая зависит от температуры и группового состава. Вязкость характеризует сопротивление внутренних слоев битума перемещению относительно друг друга. Многие битумы обладают непостоянной и уменьшающейся вязкостью с ростом напряжения сдвига или градиента скорости деформации. С ростом температуры вязкость уменьшается, а при понижении наоборот моментально увеличивается. В условиях минусовых значений битум имеет повышенную хрупкость. Чтобы измерить вязкость используют такой метод, как проникновение иглы в битум (пенетрация) и измерение глубины. Глубина вхождения иглы в битум определяется на устройстве — пенетрометре. Для этого на иглу действует груз, вес которого 100 г, на протяжении 5 с при температуре 25°С или 0°С. Пенетрация твердых или вязких битумов определяется в единицах (градусах), равных 0,1 мм проникания иглы в битум. Боле вязкие типы битумов имеют более низкий показатель пенетрации.

Пластичность, также немаловажная характеристика битумов. Показатель пластичности растет с повышением уровня масел, длительности действия нагрузки и ростом температуры. К примеру, с увеличением количества смол и асфальтенов пластичность при постоянной температуре увеличивается.
Температуру размягчения определяют на устройстве «кольцо и шар» («К и Ш»). Температура размягчения битума, измеряемая в градусах Цельсия, равна температуре водяной бани в стакане устройства тогда, как битум, находящийся в латунном кольце диаметром 16,0 мм, изменяясь под влиянием металлического шарика массой 3,5 г и плавного нагрева жидкости со скоростью 5°С в минуту, дотронется до нижней полки подставки. Температура размягчения вязких и твердых битумов колеблется на уровне от 20 до 95°С.
Интересная особенность битумов - высокая адгезия, то есть налипание на поверхность разных минеральных и органический соединений.

Марки нефтяных битумов

По разным показателям главных свойств, особенно вязкости, пластичности и температуры размягчения, все нефтяные битумы делят на марки:

  • для дорожного строительства ГОСТ предусматривает пять марок от БНД (битум нефтяной дорожный)-200/300 до БНД-40/60. Численные показатели отражают допустимые для конкретной марки пределы изменения коэффициентов пенетрации при 25°С, и четыре марки БН от 200/300 до БН-60/90
  • для строительных работ ГОСТ предусматривает три марки, которые обозначаются «БН» — битум нефтяной: БН-50/50, БН-70/30 и БН-90/10. В данном случае цифры числителя дроби отражают температуру размягчения по «К и Ш» (кольцо и шар), а знаменатель — это средние значение показателей изменения пенетрации при 25°С
  • для кровельных работ ГОСТ предусматривает такие марки: БНК (битум нефтяной кровельный)-45/180, БНК-90/40 и 90/30, а также БНК-45/190. Тут показатель числителя дроби отражает среднее значение показателей температуры размягчения по «К и Ш», а знаменатель — среднее значение показателей пенетрации на 25С.

Битум нефтяной кровельный

Вязкие нефтяные битумы незаменимы в обеспечении гидроизоляции зданий. Низкая цена и 100% непроницаемость влаги давно сделала битум очень востребованным в строительстве жилых, бытовых, промышленных и прочих зданий.
Все виды кровельных битумов отличаются высокой температурой самовоспламенения, которая составляет более 300 градусов, и температурой вспышки не менее 240 градусов. Кровельные битумы применяют в процессе пропитки кровельных материалов, а также как самостоятельный материал для гидроизоляции кровли.
Среди кровельных материалов, в производстве которых использовался битум, относятся:

  • битумная бумага
  • рубероид
  • рубемаст
  • пергамин
  • рубитэкс и другие. 

Для пропиток используют битумы следующих марок: БНК 45/90 и БНК 45/180. Покровным материалом выступает битум БНК 90/30 или БНК 90/40.
Стоит отметить, что все битумы гидрофобны, они не пропускают влагу и не смачиваются водой. В структуре битумов отсутствуют поры, поэтому они водонепроницаемы. Кровельным битумам не страшны и водные растворы агрессивных веществ, к примеру, солей, большинства щелочей или кислот. Однако отрицательное действие на битумы оказывают органические растворители (бензол, ацетон, скипидар, бензин).
Кровельные битумы отличаются морозостойкостью, поэтому они так востребованы в строительных работах. Если добавить в битум специальные вещества, то получается материал, не требующий нагревания для нанесения на поверхность. Такой материал называют битумной мастикой. Работать с ней нужно также, как с обмазочной гидроизоляцией.

Технические требования к битумам нефтяным дорожным (БНД) и битумам нефтяным (БН)

№ п/п

Наименование показателей

БНД 200/300

БНД 130/200

БНД 90/130

БНД 60/90

БНД 40/60

БН 200/300

БН 130/300

БН 90/130

БН 60/90

Метод испытаний

1

Глубина проникания иглы, °С, не менее:

 

по ГОСТ 11501

при 25 °С

201-300

131-200

91-130

61-90

40-60

201-300

131-200

91-130

60-90

при 0 °С

45

35

28

20

13

24

18

15

10

2

Температура размягчения по КиШ, °С, не ниже

35

40

43

47

51

33

38

41

45

по ГОСТ 11506

3

Растяжимость, при 0 °С см, не ниже:

-20

70 6

65 4

55 3,5

45-

--

80-

80-

70-

по ГОСТ 11505

4

Температура хрупкости, °С, не выше

-20

-18

-17

-15

-12

-14

-12

-10

-6

по ГОСТ 11507 с допол. по п.3.2

5

Температура вспышки, °С, не ниже

200

220

230

230

230

220

230

240

240

по ГОСТ 4333

6

Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более

7

6

5

5

5

8

7

6

6

по ГОСТ 18180, 11506, допол. по п.3.3

7

Индекс пенетрации

от-1,0 до+1,0

от -1,5 до + 1,0

по прил. к ГОСТ 22245-90

8

Массовая доля водорастворимых соединений, %, не более

0,20 0,20 0,30 0,30 0,30        

по ГОСТ 11510

Битум. Виды и состав. Применение и марки. Плюсы и минусы

Битум – это твердое или смолоподобное вещество, применяемое в качестве связующего в строительной сфере. Его отличительным качеством выступают высокая адгезия к различным поверхностям и гидрофобность. Вещество имеет темно-коричневый или черный цвет.

Технические свойства битума и его маркировка

Данное вещество не растворяется в воде. Для его растворения применяются специальные органические растворители. Вязкость материала во многом зависит от окружающей температуры. Чем теплее, тем он жиже. Битум не имеет пор, поэтому совершенно не пропускает воду. Материал подлежит маркировке, отображающей его главные физические качества. Маркировка состоит из двух цифр написанных через дробь. Первое число отображает температуру размягчения материала. Вторая цифра указывает температуру, при которой вещество начинает крошиться от механического воздействия.

Из чего состоит битум
Все виды битума являются смесью нескольких базовых веществ. К их числу относятся:
  • Нефтяные масла.
  • Смолы.
  • Асфальтены.
  • Асфальтогеновые кислоты.

Присутствующие в составе битума нефтяные масла в среднем составляют 30-60% от общего объема вещества. Именно они придают материалу характерную вязкость и термическую пластичность. Смолы в составе обеспечивают материал свойством прилипать к различным поверхностям. Доля смол в битуме может составить 20-40%. Третьим компонентом битума выступают асфальтены, часть которых колеблется в пределах 10-40%. Они дают характерную твердость и тугоплавкость материала, что и определяет его ценность в строительной сфере. Асфальтогеновые кислоты присутствуют в битуме в очень малых количествах не более 3%. Они также делают поверхность липкой.

Виды битума в зависимости от происхождения
Существует 2 категории битумов принципиально отличающиеся по способу получения материала:
  1. Природные.
  2. Искусственные.

Несмотря на разность происхождения, все они получаются из одного сырья. Для изготовления искусственного битума используется специальное оборудование, позволяющее выделить его из нефти. Природный материал образован естественным образом и добывается как ископаемое, сразу готовое к применению.

Искусственный

Данный тип битума является вторичным продуктом, получаемым при переработке нефти. При отборе из нее топлива и смазки получается гудрон. В результате продувки воздухом или нагрева он превращается в нефтяной битум. Продукт полученный таким образом называется окисленным. Его характерным качеством является достаточно высокая эластичность и тепловая устойчивость.

В том случае, если нефть поддается отгонки для вывода топлива с помощью вакуумной установки, то образованный в результате производства осадок является остаточным битумом. Его отличительным качеством выступает более высокая твердость и низкая вязкость.

Если переработка нефти осуществляется путем ее разложения для выхода бензина, что сопровождается высокими температурами, то полученный в результате осадок обладает хрупкостью. Это совершенно другой по качеству материал, который называют крекинговым битумом.

Природный

Данный материал является природным ископаемым. Он присутствует в горной породе, добывается из которой путем ее нагрева или растворения специальными растворителями. Кроме пластового битума также бывает поверхностный, выступающий на поверхность подобно водоемам. Битумы природного происхождения имеют очень высокое качество, поэтому в основном применяются для изготовления герметиков и лакокрасочных материалов.

Марки битумов применяемых в строительной сфере

Для изготовления различных стройматериалов и выполнения строительных задач применяются жидкие, полутвердые и твердые битумы. Для каждой конкретной задачи используется материал с соответствующим температурным диапазоном, определяющим порог его размягчения и приобретение хрупкости.

В зависимости от качества, битум могут использовать для:
  • Изготовления мастики и гидроизоляции.
  • Мягких кровельных материалов.
  • Дорог.

Для выполнения основных строительных работ применяются битумы нефтяных марок БН 50/50, БН 70/30 и БН 90/10. Для пропитки кровельных материалов используются битумы нефтяные кровельные. Они имеют маркировку БНК 45/180, БНК 45/90, БНК 90/40,  БНК 45/180 и БНК 90/30. Данные материалы воспламеняются при температуре не менее +240°С, что делает их применение для пропитки кровельной гидроизоляции вполне безопасным. Битумы нефтяные дорожные используются для производства асфальта. В первую очередь это марки БНД 40/50, БНД 60/90, БНД 130/200, БНД 90/130.

Популярные строительные материалы на основе битума

Существует достаточно широкий ассортимент товаров для строительства, в состав которых входит битум, являющийся их незаменимым компонентом.

Примерами таких стройматериалов выступают:
  • Краски.
  • Наплавляемая кровля.
  • Герметики.
  • Мастики.
Битумные краски

Применяются крайне редко, поскольку имеют только коричневый либо черный цвет. Чаще всего их используют для защиты поверхностей постоянно контактирующих с водой. Отличительным свойством таких красок является сохранение эластичности даже спустя много времени после нанесения. Благодаря возможности снижения вязкости материала путем добавления растворителя его нанесение на поверхность возможно как ручным способом с помощью кисти или валика, так и пульверизатором.

Наплавляемая кровля

Существует очень большой ассортимент кровельных материалов, в состав которых входит битум. Несмотря на разнообразие, все они имеют примерно одинаковую структуру. Это листовые материалы, в основании которых применяется стекловолокно, бумага и т.д. Поверх него наносится пропитка из битума. Для увеличение механической прочности и износостойкости лицевая сторона такого кровельного стройматериала обсыпается каменной крошкой. Она предотвращает слипание в рулоне при скручивании.

Кровельные материалы полученные на основе битума позволяют делать плоскую эксплуатируемую кровлю. По уровню гидроизоляции она существенно превосходит подавляющее большинство кровель. При нагреве битум расплавляется, благодаря чему листы спаиваются между собой в одну непроницаемую мембрану.

Битумные герметики

Широкое распространение получили герметики на битумной основе, которые применяются для выполнения ремонтных работ по гидроизоляции. В первую очередь они предназначены для ремонта протечек. Ими также пользуются при установке мансардных окон, для заделки швов между кровельным материалом и трубой дымохода, герметизации водосточной системы, заделки трещин в бетоне и прочих минеральных поверхностях. Такой материал не нуждается в прогреве. Он просто выдавливается с помощью монтажного пистолета, а после испарения присутствующих в составе растворителей приобретает резиноподобную консистенцию.

Битумные мастики

Особо широким спросом пользуются мастики на основе битума. Они предназначены для выполнения гидроизоляции. Их используют при обустройстве наплавляемых крыш. Мастики применяется для склеивания различных поверхностей с целью предотвращения проникновения влаги между слоями. Их также применяют для покрытия частей деревянных столбов, предназначенных для вкапывания. Защищенная мастикой поверхность не впитывает влагу, поэтому получает более высокую устойчивость к гниению.

Применение битума в дорожном строительстве

Наиболее массовое применение битум получил в сфере дорожного строительства. Он используется в качестве связующего вещества для изготовления асфальта. Последний в отличие от бетона обладает более высокой устойчивостью к деформации. Уровень прочности и долговечности асфальта напрямую зависит от количества содержащегося в нем битума. Отличительным качеством асфальта является возможность начала его эксплуатации сразу после укладки, а не через 28 дней, как в случае с бетонными дорогами.

Кроме непосредственного использования битума для приготовления асфальтной смеси, он также применяется в сфере дорожного строительства в качестве клейкой основы при выполнении ямочного ремонта автодорог. Для этого в основном выбираются твердые марки битума. Материал разогревается и наносится на поврежденный участок асфальтированной дороги, после чего до момента его застывания сверху закатывается свежим асфальтом. Наличие битума между старым и новым слоем обеспечивает между ними высокую адгезию.

Недостатки битума
Это крайне специфический в работе материал, применение которого сопровождается рядом недостатков:
  • Необратимо пачкает тару и инструмент.
  • Размягчается  при высоких температурах и становится хрупким при низких.
  • Постепенно пересыхает.
  • Имеет неприятный запах, усиливающийся при нагреве.

Инструмент и тара, применяемые при работе с битумом, практически всегда не подлежат восстановлению. Материал безнадежно пачкает поверхности, к которым прикасается. Чтобы бороться с этим недостатком используются специальные смывки, однако их применение в большинстве случаев экономически нецелесообразно. Они эффективны на малых загрязнениях, к примеру, кузове автомобиля, испачканном каплями битума со свежего асфальта.

Конструкции, сделанные с применением битума, имеют достаточно узкий температурный диапазон применения. При повышении температуры они размягчаются, что может повлечь деформации в случае механического давления. Понижение температуры делает их чрезмерно твердыми и хрупкими.

Похожие темы:

Битум, свойства, состав, добыча и применение

Битум, свойства, состав, добыча и применение.

 

 

Битум – это твёрдый или смолоподобный продукт, представляющий собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных.

 

Битум, характеристика и виды

Химический (компонентный, углеводородный и элементный) состав битума

Химические свойства битума

Физические свойства битума

Добыча природных битумов

Применение битумов

 

Битум, характеристика и виды:

Битум (от лат. bitūmen — горная смола, асфальтовый) – это твёрдый или смолоподобный продукт, представляющий собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных. Битум представляет собой аморфное вещество, а, значит, проявляет свойства жидкости в твёрдом состоянии и не имеет температуры плавления.

С давних времен битум является одним из самых распространенных инженерно- строительных материалов. Природный битум, иначе – «земляная смола», применялся для прикрепления наконечников древних копий. Битум делал посуду древнего человека водонепроницаемой (посуда из битума предшествовала глиняной). Также в древности природный битум часто использовался как связующее вещество при работе с мозаикой и для создания изделий из полудрагоценных камней. В Древнем Египте его применяли для мумификации и бальзамирования.

Битумы бывают природными и искусственными.

Природные битумы являются составной частью горючих полезных ископаемых органического происхождения. Они распространены в местах нахождения нефти. Это естественные производные нефти, образованные в процессе природных, биохимических, химических, окислительных реакций полимеризации нефти. В зависимости от состава исходных нефтей и условий их преобразования, битумы условно делят на такие классы, как: асфальты, мальты, асфальтены, кериты, озокериты, гуминокериты, антраксолиты, нафтоиды, нафтиды.

Мировые запасы природного битума составляют по разным оценкам порядка 500 – 1000 миллиардов тонн. Запасы природного битума малоизученны, поэтому разброс запасов достаточно велик. Во всяком случае запасов природных битумов в несколько раз больше, чем запасов нефти.

Искусственные битумы (технические битумы) – это продукты переработки нефти, каменного угля и сланцев. Искусственные или технические битумы сходны по химическому составу с природными битумами. По виду технологического цикла искусственные битумы разделяют на окислительные, остаточные и крекинговые.

 

Химический (компонентный, углеводородный и элементный) состав битума:

Битумы имеют довольно сложный химический состав. Например, они могут состоять из предельных углеводородов от С9Н20 до С30Н62.

Все разнообразные органические углеводородные соединения, которые образуют битум, можно объединить в три группы: твердая составляющая, смолы и масляные фракции.

Твердая часть битума состоит из высокомолекулярных углеводородов и их производных с молекулярной массой от 1000 до 5000 г/моль и плотностью более 1 г/см3. Все они объединены под общим названием «асфальтены». В асфальтенах содержатся карбоиды, не растворимые в летучих растворителях и маслах, и карбены, которые могут растворяться только в СCl4. К твердой составляющей битумов относят также твердые углеводороды, называемые парафинами.

Смолами являются аморфные вещества темно-коричневого цвета с молекулярной массой от 500 до 1000 г/моль, их плотность около 1 г/см3.

Масляные фракции битумов составляют различные углеводороды, имеющие молекулярную массу от 100 до 500 г/моль и плотность менее 1 г/см3.

Свойства битума, как дисперсной системы, определяются соотношением входящих в него составляющих: асфальтенов, парафинов, масел и смол. При повышении содержания асфальтенов и смол возрастает твердость, температура размягчения, а также хрупкость битума. А масла, которые частично растворяют смолы, делают его легкоплавким и мягким. Пластичность битума повышается при снижении молекулярной массы смол и масел. В нефтяных битумах содержится парафин, который способствует ухудшению их свойств, повышая хрупкость при понижении температуры. Поэтому необходимо, чтобы битум содержал парафин не более 5%.

С точки зрения элементного состава в битуме присутствуют следующие химические элементы:

 

Химические свойства битума:

Самым ценным свойством битумов, а также битумных материалов, является их химическая стойкость к воздействию агрессивных веществ, которые вызывают коррозию металлов, цементных бетонов и других строительных материалов. Так, битумные материалы хорошо сопротивляются действию щелочей, концентрацией не более 45 %, фосфорной кислоты, концентрацией не более 85 %, серной кислоты, концентрацией не более 50 % и т.д. Однако, битумы менее стойки в атмосфере, которая содержит окислы азота и при воздействии концентрированных растворов кислот. Битум растворим в органических растворителях. Вследствие свойственной битумам химической стойкости и экономичности, битумные материалы предпочтительно применяют в качестве химической защиты железобетонных конструкций и стальных труб.

 

Физические свойства битума: 

Наименование параметра: Значение:
Плотность, г/см3

(зависит от температуры, давления и химического состава)

от 0,965 до 1,5
Плотность, кг/м3

(зависит от температуры, давления и химического состава)

от 965 до 1500
Агрегатное состояние твердое или смолоподобное вещество
Цвет черный
Теплопроводность, Вт/(м∙°С) 0,17-0,27
Температура размягчения*, оС* от 35 (мальты) до неплавких (кериты, антраксолиты, гуминокериты)
Удельная теплоёмкость, кДж/(кг∙К) 1,591-1,968
Диэлектрическая проницаемость 2,5-3,3
Удельная электрическая проводимость, Ом-1∙см-1 1∙10-14

 

Примечание:

* Битум является аморфным веществом, не имеющим температуры плавления. Его переход из твердого состояния в жидкое характеризуют температурой размягчения. Температуру размягчения обычно определяют прибором «кольцо и шар», который помещают в сосуд с водой. Температура размягчения определяется температурой нагреваемой воды, при которой металлический шарик, под действием собственной массы проходит через кольцо, заполненное исследуемым битумом.

 

Добыча природных битумов:

Чистый природный битум встречается довольно редко. В основном он встречается в составе битуминозных песков. Разработка месторождений природных битумов зависит от физических свойств исходного сырья, глубины и условий залегания.

Добычу природного битума из битуминозных песков производят в основном шахтным или карьерным способом. Этот способ заключается в том, что порода целиком извлекается на поверхность и битум экстрагируется с помощью растворителя или горячей воды. Коэффициент извлечения битума при этом составляет 85-90 %.

Скважинными внутрипластовыми способами разрабатывают месторождения жидких природных битумов, залегающих на глубине более 100 метров. Этим способом добывают битумы сквозь скважины, пробуренные на поверхности, путем термического воздействия на насыщенные битумом породы. При этом коэффициент извлечения битума составляет в среднем 30 %.

Есть еще способ добычи битумов в шахтах с помощью системы дренажных скважин, прорубленных из горных выработок. Это шахтный дренажный способ добычи. Битум вытекает самотеком через эту систему скважин.

 

Применение битумов:

По применению битумы делят на три основные вида: строительные, дорожные и кровельные.

Строительные битумы – это битумы, которые используются в строительстве и гидроизоляционных работах. Такие битумы маркируются следующим образом: БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10.

Расшифровка: БН – битум нефтяной, БНД – битум нефтяной дорожный, БНК – битум нефтяной кровельный, первое число – обозначение температуры размягчения, второе – обозначение пенетрации.

Дорожные битумы являются самым востребованным видом битумов и применяются в дорожном строительстве. Они характеризуются большим коэффициентом пенетрации. Основное их отличие друг от друга – это климатическая зона, в которой они применяются.

Рассматривая регионы использования битума, определяют максимальные и минимальные зимние температуры. Регионы с низкими температурами, зимой редко поднимающимися выше -20 оС, применяют битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300. Регионы с умеренной зимней температурой  от -20 до -10 оС подходят марки БНД 60/90 и выше перечисленные БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300. В областях с температурами зимой в пределах от -10 до -5 оС  дорожное полотно укладывают с применением битума БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300. Для теплых мест, где средняя температура зимой +5 оС используют битумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130.

Кровельные битумы применяют в производстве кровельных материалов: рубероида, рубемаста, гидростеклоизола, пергамина, мастики, рубитэкса, битумной бумаги, рубитэкса, рубитэкса, стеклоэласта, рубитэкса, праймера. Для пропитки используют битумы марок БНК 45/180 и БНК 45/90. Для получения покровного слоя – битумы марок БНК 90/40 и БНК 90/30.

Битум также применяют в различных отраслях народного хозяйства. Например, в литейном деле в качестве одного из компонентов модельных составов при прецизионном литье, как электроизоляционный материал в электротехнической промышленности, для отделки различных изделий из бумаги, дерева, кожи и  т.д.

 

Примечание: © Фото https://www.pexels.com, https://pixabay.com

 

карта сайта

горячий вязкий битум нефтяной дорожный кровельный строительный купить цена гост бнд бн 30 60 90 70 130 1 10 жидкий вагонами материалы определение
марки тонна температура перевозка производство налив плотность расход нефтяного битума

 

Коэффициент востребованности 2 457

Битум (от лат. bitumen — горная смола, нефть) - Что такое Битум (от лат. bitumen — горная смола, нефть) ❔

Битум - это общее название твердых и жидких веществ или продуктов их переработки, растворимых в органических растворителях и состоящих из углеводородов, а также из их кислородных, сернистых и азотистых производных

Битум (Bitumen) является аморфным веществом, то есть в твердом состоянии проявляет свойства жидкости. Чтобы доказать это, в 1927 г сотрудник Квинслендского университета Т. Парнелл поместил битум в воронку и стал ждать, когда он вытечет. Эксперимент удался: первая капля упала через 8 лет, за что Т. Парнелл и удостоился Шнобелевской премии.

Битум - древнейший строительный и отделочный материал.

О свойствах природного битума - «земляной смолы», применявшейся для скрепления наконечников древних копий и делающей посуду водонепроницаемой, древний человек знал еще в эпоху неолита. Битумная посуда предшествовала глиняной.

Битум использовали в строительстве для изоляции достаточно редкого для Месопотамии дерева.

Природный битум часто использовался как связующее вещество при создании мозаик из полудрагоценных камней и раковин (Урский штандарт, мозаичное панно из аль-Убейда).

В древнем мире монополия на природный битум изначально принадлежала Месопотамии и составляла значительную часть экспорта.

В Древнем Египте битумом пользовались для бальзамирования и мумификации.

В Древнем Шумере эту субстанцию называли «эсир», аккадцы - «идду», арабы, проживавшие на территории Ирака, дали ей много имен: «сайали», «зифт» и «кар».

Природный битум:
  • вязкое вещество или твердый материал, состоящий из соединений углеводов и их производных,
  • образуется при природных окислительных процессах полимеризации нефти,
  • распространен на месторождениях нефти.

Разновидности битума:

  • чистый природный битум - это довольно редкое вещество,
  • асфальтовый битум - встречается чаще, чем природный, расположен в пористых горных породах,
  • нефтяной битум - получают в процессе переработки нефти.
Нефтяной битум:
  • это твердые или жидкие водонерастворимые органические материалы, представляющие собой смесь углеводородов и их сернистых, кислородных и азотистых производных;
  • в его состав входят асфальтены, смолы и масла;
  • получают  из остатков от перегонки смолистой нефти, крекинга и очистки масла.

Состав битума : углерода -до 80 %; водорода - до 15 %; серы - до 9 %; кислорода - не более 5 %; азота - до 2 %.

Составляющие битума можно классифицировать по 3 группам.

  • Твердая составляющая - высокомолекулярные углеводороды- асфальтены и парафины,
  • Смолы - аморфные материалы, которые имеют темно-коричневый цвет,
  • Масляные фракции - это различные углеводороды, которые имеют плотность менее 1.

Повышение в его массе асфальтенов приведет к увеличению твердости, хрупкости и температуры размягчения.

Парафины снижают пластичность битума, поэтому при производстве уделяется внимание снижению их содержания до 5 % и менее.

Область применения битумов:

- дорожное строительство; устройство кровли; гидроизоляция;
- производство электорокабеля; резино - технические изделия,
- производство аккумуляторов; лакокрасочная продукция;
- металлургия; производство углебрикетов;
- нефтепереработка.

В строительстве дорог используются БНД -битумы нефтяные дорожные (ГОСТ 22245-90):

- Для регионов с температуры ниже -20 ˚С используют БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130,
- для регионов с температурой в интервале от -10 до -20 ˚С используют вышеуказанные БНД ІІ и ІІІ климатической дорожной зоны, а также БНД 60/90,
- для регионов с температурой в интервале от -5 до -10 ˚С - к вышеуказанным добавляются БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300,
- для регионов с температруой не ниже +5 ˚С - БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130.

Строительство жилья. используют битум нефтяной ГОСТ 6671-76 :

- БН 70/30, БН 90/130, БН 50/50 - универсальные марки, используемые в дорожном и жилищном строительстве.

- Нефтяные кровельные материалы ГОСТ 9548-74 - БНК 90/30 , БНК 40/180 , БНК 45/190.

Важные свойства Битума - пластичность, температура размягчения, хрупкость, вспыхивание, вязкость, адгезионные качества.

Увеличить пластичность помогает добавление в состав материала масел.

Температура вспыхивания по ГОСТ +200 ˚С и выше.

Битум нефтяной дорожный БНД - что это такое?

Битум – строительный материал, используемый в различных сферах человеческой деятельности: от гидроизоляции кровли и фундамента в промышленном и гражданском строительстве, до производства асфальтобетонных смесей в дорожной сфере.

В мире существует три разновидности битума:

1) природный, находящийся в местах нефтяных месторождений и образующий так называемые нефтяные озера/болота (Тринидадский битум – оз. Пич-Лейк). В силу своего естественного происхождения и натурального природного состава на протяжении уже многих десятилетий является эталоном вяжущего, используемого в дорожном и аэродромном строительстве. Стоит очень дорого.

2) асфальтовый, находящийся в пористых горных породах. Его измельчают и перемалывают в порошок, который может использоваться при производстве мастик и битума. В силу своей высокой цены мало распространен.

3) нефтяной (искусственно созданный), широко распространенный, получаемый путем переработки сырой нефти и делится на:

– остаточный, который получается нагреванием и выделением из нефти более легких компонентов (бензин, керосин и др.), с последующей отгонкой в вакууме при 400°C машинных и других остаточных масел. В результате чего остается густой смолистый остаток – гудрон (остаточный битум),

– окисленный, полученный путем окисления гудрона,

– компаундированный, получается путем смешения различных гудронов.

Что такое «БНД»?

Битум Нефтяной Дорожный используется для приготовления горячих/холодных асфальтобетонных смесей, битумных эмульсий, дорожных мастик и других продуктов дорожной отрасли.

По плотности делится на:

– вязкий, используемый в летний период. В Российской Федерации используется 5 марок вязкого дорожного битума:

Требования к вязким битумам

– жидкий, применяемый в холодное время года. Он бывает средне густеющим – «СГ»; медленно густеющим – «МГ»; медленно густеющим остаточным – «МГО».

Требования к жидким битумам

Индекс «40/60», идущий после аббревиатуры, указывает на допустимый для данной марки предел глубины проникания стандартной иглы на специальном приборе (пенетрометре) при 25 °С.

  1. Главная
  2. Блог
  3. Заметки
  4. Битум нефтяной дорожный БНД – что это такое?

состав и технические характеристики :: SYL.ru

Битум применяется для различных целей с давних времен и по сей день является одним из наиболее распространенных материалов для строительства. Еще задолго до нашей эры такие знаменитые города, как Вавилон и Ассирия, использовали его в строительных целях. Он прекрасно осуществляет функцию как цементирующего, так и водоупорного основания.

битум нефтяной дорожный

Виды дорожных битумов

Этот строительный материал можно разделить на несколько отдельных групп по свойствам и техническим характеристикам. Определить все параметры можно только после исследования органического состава материала. Отдельной группой выступает дегтевый битум, так как в эту широкую группу можно определить все разновидности пеки и дегтя.

битумы нефтяные дорожные гост

Есть такие варианты битумов:

  1. Природный битум. Данное вещество можно найти как в жидкой, так и в затвердевшей конфигурации, однако все эти разновидности остаются в одной группе. Природные битумы нефтяные дорожные ГОСТ определяет как состоящие из органических составляющих, а также из их производных, которые классифицируются как неметаллический тип химических соединений. Такое вещество появляется только после того, как нефть обрабатывается окислительными полимерами исключительно в природных условиях и по прошествии большого количества времени. Обычно битум естественного зарождения можно в больших количествах найти исключительно в местах, где диагностированы и выявлены крупные месторождения нефти. Данный материал можно сравнить с асфальтом, хранится он в виде специфических небольших болотцев. Обычно природные битумы нефтяные дорожные, ГОСТом определяемые, встречаются очень редко, а преимущественно их находят там, где есть большое количество горных пород.
  2. Асфальтовый порошок. Это вещество, которое захоранивается только в горных породах и имеет вид известняка при его нахождении. Когда происходит дальнейшая обработка вещества, оно извлекается, а далее действия производятся с ним такие же, как и с асфальтовым порошком.

Другие разновидности битумов

битумы нефтяные дорожные вязкие гост
  1. Искусственный битум. Его часто называют нефтяным, так как получить данный материал удается лишь при переработке нефти. Технология, которая работает при производстве битумов, подразумевает несколько типов данного вида: окисленные, остаточные, крекинговые.
  2. Гудронный битум. Его первоначальное местонахождение можно определить в мазуте. Получить данный вид можно только при помощи отжимания некоторых масляных фракций из данного вещества. Гудронный битум нефтяной дорожный чаще всего выступает в качестве отличного связующего элемента, он также помогает добывать все остальные разновидности данного строительного материала.

Основные разновидности битума

битумы нефтяные дорожные жидкие гост
  • БН-50/50. Размягчить его можно только после достижения температуры в 50 градусов, что не является завышенным или сложным показателем. Он является отлично прилипающим, что оценивают все ремонтные и строительные бригады, занимающиеся укладкой дорог. Если оставить данный материал на ровной поверхности, он будет постепенно растекаться, то есть оплывать, что позволяет гарантированно сделать ровный и однородный слой.
  • БН-70/30. Чтобы это вещество начало размягчаться, необходимо довести его температуру до 70-72 градусов, в зависимости от состава конкретного химического соединения. Он отлично прилипает к поверхности, то есть обеспечивает высокий показатель адгезии. Обычно этот материал применяется для создания гидроизоляции, то есть как нижний или верхний слой дороги. Следует помнить, что этот материал имеет предрасположенность к образованию сколов, однако если он разбивается, образуются большие куски без дополнительной пыли или мелких элементов.
  • БН-90/10. Довольно сложный материал, который для расплавления требует не менее 90 градусов. Обеспечивает отличную адгезию, а в готовом виде практически не проявляет чувствительности даже к относительно высоким температурам. Разбить его довольно сложно, однако при применении нагрузки, похожей на удары молотком, можно ожидать его рассыпания на осколки, поверхность которых имеет способность к поблескиванию.

Сферы применения

битум нефтяной дорожный вязкий

Битум нефтяной дорожный вязкий является практически универсальным строительным материалом, поэтому, помимо гидротехнической и промышленной сферы, смешанной с коммерцией, данное вещество часто применяется в дорожном строительстве. Обычно битумы используются не только при закладке и строительстве дорог, но и при их ремонте, поэтому потребность в таком материале практически не иссякает.

Важные отличия от других материалов

доля летучей части битума нефтяного дорожного

Битум нефтяной дорожный состоит из вяжущего вещества органической природы и резины, заменить которую может определенный полимер. Такой состав позволяет улучшить качество и износостойкость изделий из битума или предметов с его добавлением, а также обеспечить соответствие нормам современных технологий в строительстве.

Состав битума

Обычно битум нефтяной дорожный состав имеет простой, так как он содержит примерно одинаковые компоненты, смешанные в немного отличающихся друг от друга пропорциях. Большую часть занимают углероды, так как их в данном веществе около 75-80 %. Водород занимает значительную, но все же не первую позицию, посколько объем его равен около 10-15 % от общего состава. Так определяется доля летучей части битума нефтяного дорожного. Сера обычно присутствует, однако ее количество никогда не превышает 10 %, если состав битума соответствует основным нормам. Кислород занимает всего 5 %, однако является важным элементом. Если сравнивать строение битума с коллоидной системой, можно найти множество общих черт. Асфальтены полностью диспергированы в специально созданной среде, состоящей из смеси масла и воды.

битумы нефтяные дорожные технические характеристики

Особенности состава

Перечисленные выше элементы всегда входят в состав, который имеют битумы нефтяные дорожные жидкие. ГОСТ определяет несколько важных свойств и характеристик этого строительного материала. Чтобы увеличить твердость битума, достаточно добавить в смесь больше асфальтенов совместно со смолой. Следует помнить, что повышение этих параметров влечет за собой повышение плотности и увеличение температуры, при которой возможно даже минимальное плавление конкретного материала.

Особенности битума

Когда рассматриваются битумы нефтяные дорожные, технические характеристики предусматривают повышенное содержание разнообразных веществ маслянистой природы. Данный элемент сильнее разжижается и становится мягким во всех отношениях. Его можно легко расплавить, используя даже меньшую температуру, чем указано в характеристиках конкретной марки, к которой относятся битумы нефтяные дорожные. ГОСТ 22245-90 определяет, что содержание масла совместно со смолой в битуме обязательно корректируется до среднего уровня. Если данным параметром пренебрегли или осуществление коррекции невозможно, следует ожидать, что материал станет менее прочным и будет лучше плавиться.

Определение технических характеристик

Следует помнить, что степень вязкости можно определить по минимальной температуре, при которой происходит плавление битума. Если увеличить температуру, вязкость практически сразу повысится. Когда градусы уменьшаются, материал заметно твердеет, становится менее пластичным. Если температура опустилась до нуля или наблюдаются минусовые отметки, битумы нефтяные дорожные вязкие ГОСТ определяет как имеющие возможную хрупкость, поэтому при выборе материала для производства дороги следует проявлять особую внимательность.

Главные преимущества

Битум имеет одно важное и во многом положительное свойство. Он не способен растворяться в воде. Следует учитывать, что битумы нефтяные дорожные жидкие ГОСТ определяет как подлежащие полному или частичному растворению в веществах, имеющих кислотную природу. Также битум не отличается высокой теплоемкостью, поэтому для утепления он не подходит. В качестве изоляционного материала его используют только для отграничения конструкции от влаги. Если принимать во внимание сертификат соответствия, битум нефтяной дорожный должен иметь консистенцию с показателем плотности не менее 1,5 г/см куб. Когда высчитывается суммарная масса битума, на 1 л вещества допустимо значение плотности в 1 кг/м куб. Этот факт предопределяет особенности, которыми обладают битумы нефтяные дорожные вязкие.

ГОСТ предусматривает, что битумы отличаются широким перечнем положительных особенностей и важных свойств. Качественный битум должен обладать гидрофобностью, не растворяться в жидкости, если в ней нет химических реагентов, размягчаться и становиться более вязким при изменении окружающей температуры. Среди связующих материалов в строительной сфере битум нефтяной дорожный занимает неоспоримое первое место. Если выбрать качественный его вид, можно применить его с максимальной эффективностью для строительства массивных дорог, а также их ремонта, предусматривающего долговечный положительный результат.

ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3), ГОСТ от 25 августа 1982 года №11955-82


ГОСТ 11955-82

Группа Б43



МКС 75.140
ОКП 02 5611 0000

Дата введения 1984-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерством транспортного строительства СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.08.82 N 3367

Изменение N 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6 от 21.10.94)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины



Изменение N 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 17 от 22.06.2000)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызская Республика

Кыргызстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главгосинспекция "Туркменстандартлары"

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госпотребстандарт Украины

3. ВЗАМЕН ГОСТ 11955-74

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

6. ИЗДАНИЕ (октябрь 2009 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., августе 1995 г., октябре 2000 г. (ИУС 4-88, 10-95, 12-2000), Поправкой (ИУС 1-2006)


Настоящий стандарт распространяется на жидкие нефтяные дорожные битумы, применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий, оснований и для других целей.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в п.2.2 (таблица, п.4) и п.4.2.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1. МАРКИ

1.1. В зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса:

- густеющие со средней скоростью, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (СГ) и предназначенные для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны;

- медленногустеющие, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (МГ), и получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей (МГО), предназначенные для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей.

1.2. В зависимости от класса и вязкости устанавливаются следующие марки жидких битумов:

СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200;

МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200;

МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200.

1.3. Для получения разжиженных битумов используют вязкие дорожные битумы по ГОСТ 22245 с глубиной проникания иглы не более 90.

Фракционный состав нефтепродуктов, применяемых в качестве разжижителей:

СГ

МГ

Температура начала кипения, °С, не ниже

145

-

50% перегоняется при температуре, °С, не выше

215

280

96% перегоняется при температуре, °С, не выше

300

360


В жидкие битумы для обеспечения требования по сцеплению с мрамором или песком, при необходимости, вводят поверхностно-активные вещества (анионные или катионные).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Жидкие битумы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям жидкие битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

Наименование показателя

Норма для марки

СГ 40/70

CГ 70/130

СГ 130/200

МГ 40/70

МГ 70/130

ОКП
02 5611 0202

ОКП
02 5611 0203

ОКП
02 5611 0204

ОКП
02 5611 0302

ОКП
02 5611 0303

1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с

40-70

71-130

131-200

40-70

71-130

2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее

10

8

7

8

7

3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже

37

39

39

28

29

4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже

45

50

60

100

110

5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком

Выдерживает в соответствии с контрольным образцом N 2



Продолжение

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

МГ 130/200

МГО 40/70

МГО 70/130

МГО 130/200

ОКП
02 5611 0304

ОКП
02 5611 0403

ОКП
02 5611 0401

ОКП
02 5611 0402

1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с

131-200

40-70

71-130

131-200

По ГОСТ 11503 с дополнением по п.5.3 настоящего стандарта

2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее

5

-

-

-

По ГОСТ 11504

3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже

30

-

-

-

По ГОСТ 11506

4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже

110

120

160

180

По ГОСТ 4333

5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком

Выдерживает в соответствии
с контрольным образцом N 2

По ГОСТ 11508 и п.5.2 настоящего стандарта


Примечания:

1. (Исключено, Изм. N 1).

2. Для жидких битумов марки МГО 70/130, вырабатываемых из бакинских нефтей, температура вспышки допускается не ниже 140 °С.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Жидкие битумы - горючие вещества с температурой самовоспламенения не ниже 300 °С.

3.2. При разжижении вязких битумов в открытой системе температура битума, поступающего на смешение с разжижителем, не должна превышать 120 °С.

Перемешивание вязкого битума с разжижителем проводят инертным газом или циркуляцией.

3.3. При работе с жидкими битумами запрещается использовать открытый огонь и курить в местах проведения работ.

3.4. Подогрев жидких битумов следует проводить при помощи пара. Допускается использовать электроподогрев при условии хорошей изоляции нагревательных элементов.

При сливе, наливе и применении жидких битумов установлены следующие температуры нагревания для марок:

от 70 до 80 °С - для СГ 40/70; МГ 40/70;

" 80 " 90 °С " СГ 70/130; МГ 70/130;

" 90 " 100 °С " СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200.

3.5. При производстве, сливе, наливе и отборе проб битумов применяют спецодежду, индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.6. При загорании небольших количеств битума его тушат песком, кошмой или огнетушителем, специальными порошками; развившиеся пожары разлитого продукта на большой площади тушат пенной струей.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Жидкие битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве по ГОСТ 1510 с обязательным указанием товарного знака. В документе о качестве указывают также минеральный материал (песок или мрамор), с которым проводилось испытание на сцепление.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания пробы от удвоенной выборки.

Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Пробы жидких битумов отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки жидких битумов - 1,0 кг.

5.2. Испытание на сцепление с мрамором или песком проводят по ГОСТ 11508 для жидких битумов марок МГО методом А, для марок СГ и МГ - методом Б.

Жидкие битумы, к которым добавлены катионоактивные вещества, испытывают на сцепление с песком; жидкие битумы с анионоактивными веществами - с мрамором.

5.3. Условную вязкость определяют по ГОСТ 11503 со следующим дополнением: пробу предварительно охлаждают до комнатной температуры, выдерживают не менее 1 ч, затем нагревают на 2-3 °С выше температуры испытаний.

(Введен дополнительно, Изм. N 3).

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение жидких битумов - по ГОСТ 1510.

По степени транспортной опасности жидкие битумы относят к 9-му классу опасности, подклассу 9.1, категории 9.12 по ГОСТ 19433.

Жидкие битумы классов СГ и МГ следует хранить в резервуарах, оборудованных предохранительной арматурой.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества жидких битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

7.2. Гарантийный срок хранения жидких битумов со дня изготовления должен быть для класса СГ - 6 мес; класса МГ - 8 мес; класса МГО - 1 год.


Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2009

Нефть - Состав - Bituemn

Битум - предпочтительный геологический термин для вязкого, высоковязкого полутвердого углеводорода, присутствующего в большинстве природных нефтей. Его также называют смолой, смолой и асфальтом.

Битум - это не то же самое, что гудрон, который представляет собой термопласт, полученный путем разрушающей перегонки угля. Битум - это природный углеводород, который в основном заменил смолу в качестве связующего вещества на дорогах с асфальтовым покрытием.Битум обычно содержит смесь крупных полициклических ароматических углеводородов. Варианты этих углеводородов, присутствующие в битуме, обычно чрезвычайно большие, состоят из множества колец и имеют исключительно низкое отношение водорода к углероду. С жидкими углеводородами, имеющими отношение водорода к углероду приблизительно 2: 1, легко понять, почему битум с соотношением 1: 2 или 1: 3 является настолько вязким. Битум не будет течь, если его не нагреть или не смешать с более легкой сырой нефтью для снижения вязкости.

Добыча битума исключительно сложна, поскольку для большинства процессов требуется определенный уровень физической добычи, а не насосной.Неочищенный битум обнаружен пропитанным в осадочных породах, большая часть которых находится в Канаде. Эту породу часто называют «нефтеносным песком» или «битуминозным песком». Нефтяные пески Атабаски - крупнейшие месторождения битума в Канаде. Они доступны только для открытых горных работ. Венесуэла и США содержат вторые и третьи по величине месторождения нефтеносных песков соответственно. Месторождения Венесуэлы менее вязкие и их легче добывать, но их технологии отстают от технологий Канады и Соединенных Штатов, поэтому они фактически производят меньше нефти из своих запасов.Если все месторождения в Канаде будут переведены на сырую нефть, по оценкам, страна сможет снабжать остальной мир нефтью примерно в течение 200 лет.

Транспортировка битума в виде асфальта для дорожного строительства обычно происходит при температуре 150 C (300 F). Иногда дизельное топливо или керосин смешивают с асфальтом для сохранения текучести, а затем отделяют непосредственно перед использованием. В грузовиках, перевозящих асфальт для дорожных работ, все элементы транспортного средства, содержащие или перекачивающие асфальт, должны быть нагреты.Кроме того, форсунки для распыления асфальта часто промываются химическими веществами для растворения отложений.

Битум на протяжении веков использовался для ряда целей, в том числе в качестве раствора между кирпичами, основного материала для статуй, в качестве гидроизоляции и в проездах. В современных условиях он составляет 5% продуктов в асфальтовом цементе, используемом на дорогах. На кровлю приходится большая часть оставшегося битума, хотя он имеет нишевое применение в звукоизоляционных материалах для компьютеров, посудомоечных машин и автомобилей.В связи с недавним повышением цен на сырую нефть стало выгодно превращать битум в синтетическую нефть. .

Битум нефтяной дорожный

Битумы дорожные в основном используются для строительства и ремонта дорожных покрытий и покрытий аэродромов. Битумы дорожные делятся на вязкие и жидкие.

Вязкие битумы классифицируются по БНД (дорожные битумы) и БН (нефтяные битумы).

Вязкие дорожные битумы делятся на пять марок: БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 130/200; нефтяной битум (БН) - четыре марки: БН 60/90, БН 90/130, БН 130/200 и БН 200/300.

Буквы БНД означают «дорожные битумы», цифры-дроби 40/60, 60/90 и т. Д. Указывают допустимые пределы марочных показателей глубины проникновения стандартной иглы при 25 ° С, косвенно характеризующие вязкость битума. . Битумы марки БНД обладают хорошей адгезией к различным каменным материалам и высокой гибкостью при низких температурах, устойчивы к климатическим воздействиям. Технические условия на вязкие нефтяные битумы стандартные по ГОСТ 22245-90.

Вязкие дорожные битумы применяются для приготовления горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей, обработки поверхностей, пропитки и разбавления для получения жидких битумов, применяемых для подготовки холодных асфальтовых покрытий и перемешивания на дороге и т. Д.

Свойства битума зависят от его вещества и структуры. Основные характеристики этого материала - вязкость, гибкость и термостойкость. Эти качества взаимосвязаны. С увеличением содержания масла, повышением температуры и продолжительности нагрузки снижается вязкость и увеличивается гибкость. Смолы определяют вяжущие качества битума, а гудрон придает им эластичность, увеличивает адгезионную способность.

Асфальтены в битуме и свободный углерод в гудроне повышают температуру размягчения и твердость.

Вязкие битумы любого сорта основаны на трех основных факторах: глубине проникновения иглы, температуре размягчения и растяжимости. Глубина проникновения иглы и ее растяжимость указаны для двух температур: 25 ° C и 0 ° C.

Показатели качества битума дорожного вязкого марки БНД

Товар

BND
200/300

BND
130/200

BND
90/130

BND
60/90

BND
40/60

Глубина проникновения иглы в битум, 0.1 мм:
при 25 ° C 201-300 131-200 91-130 61-90 40-60
при 0 ° C 45 35 28 20

13

Температура размягчения кольца и шара, ° С, не менее: 35 39 43 47 51
Расширяемость, не менее:
при 25 ° C - 65 60 50 40
при 0 ° C 20 6 4,2 3,5 -
Температура хрупкости, ° С, не более: -20 -18 -17 -15 -10
Температура вспышки, ° С, не менее: 200 220 220 220 220
Адгезия к мрамору или песку Удовлетворяет по контрольному образцу № 2
Изменение температуры размягчения после нагрева, ° С, не более: 8 7 6 6 6
Индекс проникновения: +1 - -1 -1 -1
Содержание водорастворимых соединений,%, не более: 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3

Битум БНД 200/300 применяется для поверхностной обработки покрытий в регионах с холодным климатом, а также для приготовления горячих асфальтовых и битумно-щебеночно-гравийных смесей.

Битум БНД 130/200 применяется для поверхностной обработки покрытий в регионах с умеренным климатом, для пропитки щебня в регионах с холодным и умеренным климатом, для приготовления горячего асфальта и битумных смесей в регионах с холодным климатом.

Битум БНД 60/90 применяется для пропитки щебеночной дороги в регионах с теплым климатом, для приготовления горячего асфальта и битумных смесей в регионах с теплым климатом.

Битум БНД 40/60 применяется для приготовления асфальтобитумных смесей в регионах с летней температурой> 30 ° С.

Показатели качества битума дорожного вязкого марки БН

Товар

млрд

200/300

млрд

130/200

млрд

90/130

млрд

60/90
Глубина проникновения иглы в битум, 0.1 мм:
при 25 ° C: 201-300 131-200 91-130 61-90
при 0 ° C: - - - -
Температура, ° С:
Температура размягчения, не менее: 33 37 40 45
Температура размягчения, не более: - - - -
Температура хрупкости, ° С, не более: 8 7 6 6
Температура вспышки, ° С, не менее: 200 220 220 220
Расширяемость, не менее:
при 25 ° C: - 70 60 50
при 0 ° C: - - - -
Тест на сцепление с мрамором или песком: Удовлетворяет по контрольному образцу №2.
Содержание водорастворимых соединений,%, не более: - - - -
Индекс проникновения: +1 - -1,5 -1,5
.

Битум нефтяной - Большая химическая энциклопедия

Рынок дорожных вяжущих на основе гудрона значительно сократился по ряду причин. Доступно меньше смолы, а прибыль от продажи электродного пека и креозота или креозота для консервирования древесины в качестве исходного углеродной сажи выше, чем от продажи дорожной смолы. В большинстве промышленно развитых стран строительство дорог в последние годы было сосредоточено на высокоскоростных автомагистралях. При строительстве этих автомагистралей используется бетон, нефтяной битум или озерный асфальт.В Соединенном Королевстве, например, использование продуктов дегтя при строительстве и ремонте дорог снизилось с 330 000 т в 1960 г. до 100 000 т в 1975 г. и составляет менее 100 т в 1994 г., в основном из-за низкотемпературного пека, который не подходит для электродные или брикетирующие связующие, но которые вполне подходят в качестве основы для дорожных связующих. [Pg.349]

В исследованиях окраски кожи на мышах опухоли кожи были вызваны переработанными паром нефтяных битумов, очищенным воздухом битумом в толуоле, двумя бимменами остатков крекинга и объединенной смесью нефтяных битумов, продуваемых паром и воздухом. .В отличие от стандартных кровельных нефтяных битумов опухолей. [Pg.62]

SYNS АСФАЛЬТ, на уровне Fp (DOT) или выше его Fp (DOT) АСФАЛЬТ ДЫМ (ACGIH) АСФАЛЬТ, НЕФТЬ АСФАЛЬТ БИТУМ (MAK) ИУДЕЙСКИЙ ПЕЧ МИНЕРАЛЬНЫЙ ПЕЧЬ НЕФТЬ АСФАЛЬТ НЕФТЕПРОДУКТ НЕФТЬ БИТУМ) АСФАЛЬТ НЕФТЬ НЕФТЬ БИТУМ. .. [Стр.115]

Жмых сахарного тростника был предоставлен компанией United States Sugar Corporation, CIcwiston, Florida. Сырье сушили на воздухе до содержания влаги 8 мас.%, А затем просеивали для удаления частиц размером менее 0.450 мм. Нефтяной остаток, поставленный Shell Canada, Монреаль, представлял собой нефтяной битум с проницаемостью 150-200. [Pg.1350]

Синонимы / Торговые наименования Асфальт Асфальт, Битум (европейский термин), Нефтяной асфальт, Нефтяной битум, Дорожный асфальт. Кровельный асфальт ... [Стр.22]

Лихи, Дж., Дрейк, Дж. И Биркеншоу, К., Структурные характеристики торфяных битумов и смесей торфяных нефтяных битумов и их рассмотрение в качестве потенциальных дорожных вяжущих материалов, Дж. Май. Sci., 3688-3692 (1990).[Pg.529]

Каменноугольные пекы менее доступны, чем раньше, поскольку из-за того, что они содержат многоядерные ароматические углеводороды, их безопасное использование вызывает подозрение. Они были в некоторой степени заменены менее эффективными нефтяными битумами, механические свойства которых улучшены за счет комбинации с поливинилхлоридом и другими хлорированными полимерами в виде однокомпонентных непревращаемых покрытий или за счет комбинации с эпоксидной смолой или полиуретанами в двух высокоэффективных материалах. -упаковка трансформируемых покрытий. Подобные материалы предпочтительны для покрытия балластных пространств и двойного дна судов, где требуются экономичные системы, которые не требуют обслуживания в течение всего срока службы судна (15-25 лет).Обычно используют несколько слоев общей толщиной 250-400 мкм. [Pg.256]

Синонимы Асфальт, нефть Асфальт Битум Иудейский пек Минеральный пек Нефтяной асфальт Нефтяной битум Нефтяной пек Нефтяной кровельный гудрон Дорожный асфальт ... [Pg.357]

Петролатум жидкий. См. Минеральное масло Петролатум белый. См. Петролатум Нефтяной асфальт. См. Асфальт Нефтяной бензин. См. Битум Naphtha Petroleum. См. Асфальт Нафта, полученная из нефти. См. Нефтяной дистиллят нафта.См. Нефтяные дистилляты Нефтяной дистиллят, гидроочищенный средний. См. Нефтяные дистилляты, гидроочищенные средние Нефтяные дистилляты, легкие См. Нефтяные дистилляты ... [Pg.3270]

Чистый асфальт (Trinidad Epure) очень тверд (проницаемость, точка размягчения 0-2 дмм, 93 ° C-99 C) до использоваться самостоятельно при производстве битумных смесей. Следовательно, его смешивают с мягким сырым нефтяным битумом (обычно 200 пен [дмм]) для получения подходящего дорожного асфальта (пропорция примерно 50/50 дает 50 пен асфальт / битум).[Стр.97]

Каменный асфальт, как природный асфальт в вязко-жидкой форме, исторически использовался в инженерных работах, но сегодня его использование в дорожных работах редко. В настоящее время каменный асфальт используется только как добавка к нефтяному битуму. Поскольку это очень твердый материал, его используют для упрочнения нефтяного битума. [Стр.98]

Гильсонит сегодня - хорошо известная добавка для упрочнения нефтяных битумов. [Стр.98]

Из-за своего химического состава TLA считается термопластичным материалом.Помимо упрочнения битума и уменьшения его температурной чувствительности, добавление TLA к нефтяному битуму улучшает долговечность, стабильность, жесткость, противозадирные свойства и усталостные характеристики асфальта. TLA выпускается в полутвердом состоянии или в гранулах. Недавно был представлен новый продукт в форме гранул, который оказался подходящим для теплых асфальтовых смесей (Lake Asphalt of Trinidad and Tobago Ltd, 2014). [Стр.151]

Источник Институт нефти, Кодекс безопасности битума, Типовой свод правил техники безопасности в нефтяной промышленности.Часть 11, 4-е издание. Лондонский энергетический институт, 2005 г. [Pg.161]

Нефтяные битумы были исследованы в качестве прекурсоров для углеродных волокон [187,188]. Свойства типовых нефтяных пеков приведены в таблице 4.10. [Стр.158]

Унгуряну К., Ончиу М., Тимпу Д., Исследования в области углеродного волокна. 3. Прекурсоры и углеродные волокна, полученные из нефтяных битумов, Materiale Plastice, 33 (1), 57-65, 1996. [Pg.180]

Нефтяные битумы п9-тро-ле-9м ботий-м9н н. Остатки дистилляции, полученные из сырой нефти.[Pg.710]

Углеродистый и органический торф, угли (например, лигниты, антрациты), нефть, битум, природный газ ... [Pg.906]

Углеродистое вещество (т.е. неупорядоченный углерод) не превращается в Pnre уголь до термообработки при 2000 ° C. Чистый углерод никогда не встречается в природе, за исключением природного графита. Тем не менее, углеродсодержащее вещество, полученное из естественной биомассы, присутствует повсеместно в виде углей, керогенов, сажи и таких производных, как нефть, битум или асфальт. К настоящему времени прошло более 60 лет, когда присутствие гетероатомов (H, 0, S, N), ковалентно связанных с углеродным скелетом, было замалено, в лучшем случае неявно известно, что они ответственны за многие проблемы в интерпретации данные карбонизации и графитации.Поскольку гетероатомы игнорируются или не учитываются, различные расчеты не подходят для экспериментов. Таким образом, было необходимо добавить регулируемые параметры или включить дополнительные фазы, чтобы достичь согласия между теорией и экспериментом. Дополнительно ... [Стр.28]

Черный лак n Любой лак, в котором полимерный компонент полностью или частично заменен нефтяным битумом или природным асфальтом. [Стр.84]

Выдувной битум Обычно считается продуктом выдувания нефтяных битумов, который ранее получали в виде остатков от перегонки сырой нефти... [Стр.87]


.

нефтяных битумов - это ... Что такое нефтяной битум?

  • БИТУМ - латинское слово, обозначающее природный полутвердый углеводород (нефть). Источники битума были найдены в нескольких дворцах в Месопотамии, и это вещество (купру или итту на аккадском языке) использовалось в основном для гидроизоляции сосудов и контейнеров, поскольку…… Исторический словарь Месопотамии

  • Битум - это смесь органических жидкостей, которые являются очень вязкими, черными, липкими, полностью растворимы в сероуглероде и состоят в основном из высококонденсированных полициклических ароматических углеводородов.Природный или неочищенный битум представляет собой липкую, похожую на смолу…… Wikipedia

  • Добыча нефти в Канаде - Добыча нефти является основной отраслью в Канаде. В 2005 г. в Канаде было пробурено (пробурено) почти 25 000 новых нефтяных скважин. Ежедневно в одной только провинции Альберта бурят более 100 новых скважин [[http://www.nickles.com/rig/ Canadian Rig Locator]].…… Wikipedia

  • Битум - Битум. Унтер Б. Бегрейт человек die brennzlichen Erdharze u.Erd oder Steinöle, so das Bitumen asphaltum seu judaicum, Sodomae, schwarzes Erdpech, Judenpech, Meerpech, Asphalt, Welches vorzüglich an Ufern des Todtenmeeres, auf der Insel Trinidad,…… Herders Conversations-

    Lexikon

  • битум - ► NOUN ▪ черная вязкая смесь углеводородов, полученная естественным путем или в виде остатка от перегонки нефти, используемая для дорожных покрытий и кровли. ПРОИЗВОДНЫЕ bituminous прилагательное. ORIGIN Latin… Словарь английских терминов

  • битум - [би to͞o′mn, bīto͞o′mn; битёо′мн, битё͞о′мен] н.[L & LT; Кельт (или? Оскан Умбрия) и LT; IE * gwet, смола и GT; Sans jatu, камедь, Bret bezuen, береза] 1. Обс. асфальт в естественном состоянии 2. любой черный, горючий, твердый до…… English World Dictionary

  • Нефтяной просачивающийся канал - Информацию о другом использовании просачиваемого газа см. В Seep (значения) Нефтяной просачивающийся канал около реки Корня на севере Словакии. Утечка нефти - это место, где природные жидкие или газообразные углеводороды уходят в земную атмосферу и на поверхность, обычно при низких…… Wikipedia

  • Нефть - Для использования в других целях, см Нефть (значения).Доказанные мировые запасы нефти, 2009 г.… Wikipedia

  • petroleum - нефтяной, прил. / peuh troh lee euhm /, сущ. маслянистая, густая, легковоспламеняющаяся жидкость, обычно темного цвета, представляющая собой битум или смесь различных углеводородов, встречающаяся в природе в различных частях мира и обычно получаемая путем бурения:…… Universalium

  • битум - битуминоид / купить тоох меух нойд, тюох, би /, прил. / купить тоох меухн, тюох, би, бич оо /, н.1. любое из различных природных веществ, таких как асфальт, мальта или гильсонит, состоящее в основном из углеводородов. 2. (ранее) асфальт Малой Азии б / у… Universalium

  • нефтепереработка - Внедрение переработки сырой нефти в полезные продукты. История Перегонка керосина и нафты Переработка сырой нефти обязана своим происхождением успешному бурению первой нефтяной скважины в Титусвилле, штат Пенсильвания, в 1859 году. До…… Universalium

  • .

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о