Деревянная скульптура: Деревянная скульптура (иконостасы)

Содержание

Деревянная скульптура (иконостасы)

У финно-угорского и славянского населения в древности существовала культовая деревянная скульптура (идолы). С принятием христианства искусство деревянной скульптуры не исчезло, хотя и претерпело значительные изменения. В интерьерах северных церквей, особенно в дальних погостах и деревнях, появились резные изображения популярных святых.

Большой интерес представляет северная деревянная скульптура как одна из ветвей пластического народного искусства. Значительное число такой скульптуры из музеев Вологды и Великого Устюга относится к XVIII веку. Появление объемной деревянной скульптуры, религиозной по тематике, свидетельствовало об успехах процесса обмирщения всех сторон жизни русского общества второй половины XVII – начала XVIII века. Известна северная деревянная скульптура и более ранних времен. Так, например, в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике имеются скульптуры XVI столетия – «Параскева Пятница» и «Георгий Победоносец».

Лаконичная по трактовке скульптура покровительницы торговли, мудрый и добродушный ее образ сродни народному искусству. Георгий Победоносец, скульптурные изображения которого известны и в более ранние эпохи, отличается художественной цельностью и уравновешенностью динамичной композиции. Обычно подобные резные фигуры помещались в раскрашенные киоты и выделялись на их фоне высоким рельефом. Оба произведения расписаны темперными красками, причем раскраска имеет иконописный характер: в личном письме, как обычно, имеется санкирь, вохрение и движки, на одеждах написаны складки и орнаментальная отделка. По-видимому, роспись подобных скульптур выполнялась иконописцами.

В северной деревянной скульптуре почти нет сюжетов, которые не были бы заимствованы из иконописи. Создается впечатление, что резчики добивались своеобразной материализации изображения, как бы уменьшая дистанцию между людьми и «святыми заступниками».

Деревянная раскрашенная скульптура XVIII столетия музеев Вологды и Великого Устюга хронологически относится к периоду стиля барокко. Выполненные народными мастерами-резчиками эти скульптуры утратили лаконизм и спокойствие образа «Параскевы Пятницы» XVI века, приобрели известную динамику, жизненность. Особенно наглядно стилевые черты барокко проявились в живописной трактовке складок одеяний, например, скульптуры Марии-Магдалины, Богоматери из коллекции Великоустюгского музея.

В прямой связи с общим повышенным интересом к внутреннему миру человека, к человеческим страстям находится широкое распространение в XVIII столетии резных изображений «Христа в темнице» (скульптура известна также под названием «Христос сидящий», «Спас полуночи», «Озабоченный»). Истоки этой скульптурной композиции отыскиваются в немецкой готике, в искусстве Литвы и Польши. Изваяния подобного рода появились в России, по-видимому, не без влияния украинских и белорусских мастеров, но быстрое и повсеместное распространение их на Севере было подготовлено всем предшествующим опытом местного народного творчества.

В фондах Вологодского музея-заповедника хранится целая серия деревянных скульптур «Христос в темнице» XVIII – XIX веков. Они представляют очень интересный пример того, как по-разному решали народные мастера один и тот же сюжет. Фигуры Христа отличаются как пластическим решением, так и эмоциональным содержанием.

В XVIII столетии в северной деревянной пластике получили развитие многофигурные резные композиции. Характерным памятником подобного рода являются царские врата из Цареконстантиновской церкви Вологды с изображением «Тайной вечери». Фигуры апостолов как бы веером расходятся от центра, где изображен Христос, образуя своеобразную геральдическую композицию. Однако вместо традиционных иконографических типов апостолы «Тайной вечери» представлены в облике современников мастера – благообразных посадских торговых людей; изображение кошелька со сребрениками в руке Иуды на первом плане усугубляет такое впечатление.

В конце XVII – начале XVIII века ведущими центрами художественной резьбы по дереву оставались крупные монастыри, при которых выполняли работы по большей части крестьяне из вотчинных сел и деревень. Резчики из крестьян Тотемского, Великоустюжского и Белозерского уездов, а также посадские мастера, прошедшие большую школу подрядных резных работ в обеих русских столицах, достигли высот совершенства в искусстве объемной позднебарочной и раннеклассической резьбы по дереву. Созданные ими ансамбли иконостасов в Великом Устюге, Вологде, Тотьме, Кириллове, Белозерске по праву входят в золотой фонд русского искусства, отличаясь высоким мастерством исполнения, стилистической цельностью.

В то же время мастера традиционного направления, работавшие главным образом для дальних погостов и деревень Вологодского, Яренского, Сольвычегодского и других северных уездов, продолжали работать в пластических формах, тяготевших к плоскости. Они глубоко чувствовали внутреннюю суть, дух барочного искусства и умели выразить его минимальными художественными средствами. Среди созданных ими скульптурных групп и отдельных фигур почти не встречается персонажей мрачных, аскетических или хотя бы печальных. Даже в такой широко распространенной композиции, как «Распятие» с предстоящими, которая обычно решалась как трагическая кульминация евангельских событий, в их трактовке округлые румяные лики Богоматери и Иоанна Богослова обычно озарены легкими улыбками. Подобный подход к решению этой традиционной темы имеет глубокую связь с народным восприятием изображаемых событий как светлого праздника возрождения жизни, уходящим корнями в глубину древних языческих верований и обрядов.

Сохранившиеся памятники северной деревянной пластики приоткрывают еще одну грань таланта вологодских мастеров, демонстрируют развитое чувство красоты пластической формы и свидетельствуют об их больших достижениях в искусстве художественной обработки дерева.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Класснуть

Обитель богов. Пермская деревянная скульптура, о которой вы не знали • Звезда

Над землёй

При словах «фонд» или «хранение» невольно возникают образы либо тёмного подвала, либо заставленного склада. Но в случае коллекции деревянной скульптуры — это представление неверно. Она живет над землёй. Как и подобает богам.

Хранение коллекции, где нам удалось побывать, находится в колокольне Спасо-Преображенского кафедрального собора. Крутой и сложный подъём ведёт в тесное помещение, разделённое на две комнаты, сверху донизу уставленные произведениями прикамских резчиков. Там висят, стоят, лежат, сидят воплощённые в дереве образы Христа, апостолов, святых, ангелов и херувимов. Такая плотная концентрация в столь небольшом пространстве впечатляет и завораживает. Особенно в сравнении со всем известной, светлой и полной воздуха экспозицией деревянной скульптуры.

Фото: Роман ЗиюковФото: Роман ЗиюковФото: Роман Зиюков

Всего в этой коллекции галереи находится более четырёхсот предметов. В самой экспозиции представлено 67 самых знаковых и показательных экспонатов. По прикидкам старшего научного сотрудника отдела хранения Ксении Зубакиной, это примерно 15 % всей коллекции.

Хотя православная храмовая скульптура явление не уникальное и встречается не только в Пермском крае, коллекция Пермской художественной галереи известна как крупнейшее музейное собрание церковной православной скульптуры, происходящей из одного региона.

Сама коллекция более-менее едина в плане времени создания произведений: это период с конца XVII до начала XX века. Точное время, как и имена авторов установить трудно, а порой и невозможно в силу того, что утрачены документы, вроде церковных книг. Зато обширна география — весь Пермский край. Деревянные скульптуры были найдены более чем в сотне поселений.

Фото: Роман ЗиюковФото: Роман ЗиюковФото: Роман Зиюков

«Видишь, там на горе, возвышается крест»

В пермской деревянной скульптуре несколько разных сюжетов, но самым частым является распятие Христа. В коллекции более сотни распятий, и у распространённости именно этого сюжета есть несколько причин, причём одна вытекает из другой.

Фото: Роман Зиюков

Первая заключается в истории и традициях самой церковной деревянной скульптуры в России:

«Вопрос о происхождении типологии этих скульптур остаётся не до конца исследованным, — рассказывает заместитель директора ПГХГ по научной работе Ольга Старцева, — ведь для православия более характерны плоскостные изображения — икона, фреска. Конечно, резная пластика известна в древнерусском искусстве с глубокой древности. Это были резные образки и иконки, кресты, энколпионы, киотные скульптуры большей или меньшей рельефности. Периодом расцвета православной пластики на Руси принято считать XV — XVI века. То есть движение по пути развития объёмного изображения было, и в этом нет ничего противоречащего православному канону. Отношение официальной православной церкви к статуям в храме было крайне противоречивым. В русской истории были периоды подъёма православной скульптуры, её популярности и почитания, но периодически появлялись официальные запреты. Постановление церковного Собора 1666-1667 годов запретило объёмную скульптуру в храмах, сделав исключение лишь для композиции „Распятие с предстоящими“. В XVIII-XIX веках во многих районах России резные образы Христа, Саваофа, ангелов и святых не только продолжали оставаться в храмах, но и создавались новые. В первую очередь это касается территорий, удалённых от центра, расположенных на севере, в районе Архангельска, Вологды, Сольвычегодска, и на востоке, в районе Иркутска и Красноярска. Это явление было столь распространенным, что в 1722 и в 1832 годах Святейший Синод снова принимает постановления о недопустимости скульптур в православном храме. Повторяемость запретов говорит, скорее всего, о том, что на местах, особенно в удалённой провинции, указы воспринимались как временная дисциплинарная мера».

Фото: Роман Зиюков

Но такие запреты всё-таки имели свои исключения, к которым и относились распятия:

«Православная скульптура в храмах периодически была под запретом святейшего Синода. Но именно распятия разрешалось помещать в храм, — объясняет Ксения Зубакина. — Распятие размещалось на вершине иконостаса — навершии. Именно с распятий началось насыщение храмов православной скульптурой. Практически в любых подобных коллекциях всегда много распятий. Часто они были с предстоящими — это отдельные фигуры библейских героев. Ближе всего к кресту стоят Богоматерь слева и Иоанн Богослов справа. Поэтому скульптур Богоматери и Иоанна Богослова у нас в коллекции тоже много. Иногда само распятие от всего комплекса утрачено, а фигуры Богоматери и Богослова сохранились».

Фото: Роман Зиюков

В экспозиции представлены в основном большемерные экспонаты, а в фонде хранится множество других распятий — напрестольные, выносные для крестного хода. Есть даже целая композиция распятия с десятью предстоящими: Богоматерью, Иоанном Богословом, Марией Магдалиной, сотником Лонгином и шестью ангелами. В таких композициях только ангелы держат Орудия Страстей — то, чем пытали Христа (розги, клещи, копье), но здесь сохранились только гвоздь и колонна позорного столба.

Но, пожалуй, самое яркое и необычное распятие — это одна из работ резчика Никона Кирьянова, которой дали условное название: «Распятие, окружённое тридцатью четырьмя головками херувимов». Описывать словами, как выглядит эта удивительная и поражающая воображение скульптура, бесполезно, это надо видеть. По словам Ксении Зубакиной, у российских и иностранных специалистов узнавали, есть ли аналогичные памятники в других музейных коллекциях, и выяснили, что нет. Так что это распятие можно считать поистине уникальным.

Фото: Роман Зиюков

Фото: Роман Зиюков

Фото: Роман Зиюков

Да и сам факт того, что известно имя и точные годы жизни (1860 — 1906) автора деревянной храмовой скульптуры, тоже по-своему уникален. Никон Кирьянов — резчик-самоучка, жил в селе Габово Карагайского района. Он вырезал статуи специально для одной из двух часовен, которые сельчане построили для себя сами. По воспоминаниям старожилов деревни, в этой часовне находилось около пятисот скульптур Кирьянова, а сейчас в коллекции галереи — восемнадцать его произведений. Все они очень узнаваемы благодаря яркому стилю автора, который сейчас причисляют к наивному искусству.

Фото: Роман Зиюков

«…И шестикрылый серафим. На перепутье мне явился…»

Ещё в коллекции галереи находится множество скульптур серафимов, херувимов и ангелов. Всего их больше ста, и основная часть расположена в хранении. Изображений Небесных сил так много в музейном собрании потому, что они были одним из типичных и наиболее распространённых элементов декора иконостаса в XVIII — XIX веках. Кроме того, в изображении ангелов не было жесткого канона, что давало резчикам определённую свободу творчества и фантазии. В коллекции есть летящие и коленопреклонённые ангелы, держащие свиток или рипиду, а также трубящие ангелы — предвестники Апокалипсиса. До недавнего времени один из таких ангелов с трубой был символом Пермской художественной галереи. Отдельно выделяются ангелы с Орудиями Страстей Христовых — такие композиции называют Страстной ангельский чин, который отдельным рядом располагался на иконостасе. В экспозиции галереи ангелов с Орудиями Страстей можно увидеть наверху композиции «Христос в темнице» из посёлка Пашия.

Фото: Роман Зиюков

Чин для апостолов

С хранящимися в фонде произведениями для одного из иконостасных чинов связанна загадочная история:

«Целый комплекс скульптур был найден здесь, в подвале Спаса-Преображенского собора, в 1920-е годы. Но непонятно, для какого храма они предназначались, — рассказывает её Ксения Зубакина. — Эти скульптуры иконостасные. Иконостас в церкви состоит из нескольких рядов — чинов. Каждый из них посвящён определённым событиям или праздникам. В иконостасе есть деисусный, или, как его ещё называют, апостольский чин. Мы привыкли, когда чин состоит из ряда икон, но видимо здесь предполагалось, что апостольский чин будет состоять из двенадцати отдельно вырезанных скульптур апостолов, а в центре должен был быть Иисус. В коллекции из двенадцати скульптур всего девять. Неизвестно, затерялись ещё три, или просто не были сделаны. В пользу последнего утверждения говорит тот факт, что часть скульптур не покрашена. Апостолы Пётр и Павел из этой композиции представлены в экспозиции. А семь фигур хранятся здесь, в фонде».

Фото: Роман Зиюков

Се Человек

Немного особняком от всех сюжетов церковной скульптуры находится «Сидящий Спас». Образ сидящего Спасителя, с рукой, поднесённой к лицу — наверное, один из самых узнаваемых в пермской деревянной скульптуре. «Сидящий Спас» был не иконостасной скульптурой, в отличие от большей части остальной коллекции. В Прикамских храмах его чаще всего помещали в северной части, в затемнённых в нишах. Обычно эти статуи делали почти в полный рост, и в храмах они располагались невысоко, в поле зрения человека, но в фонде есть и камерные вещи, и даже один совсем маленький Спас, притулившийся на полочке. Иногда фигуры Спасителя помещали в специально изготовленные для этого «темницы». Единственная в коллекции «темница» — та самая из села Пашия — выставлена в экспозиции галереи, и это уникальный памятник, аналогов которому нет в других музеях России. В самой «темнице» находится скульптура Сидящего Спаса, которая представляет редкий для пермской коллекции вариант позы — Христос изображён со скрещенными на коленях руками. На остальных скульптурах Спаситель правой ладонью защищается от заушения — пощёчины.

Фото: Роман Зиюков

Фото: Роман Зиюков

Всего в коллекции галереи находится семнадцать скульптур «Сидящих Спасов», в фонде под них отведено специальное место. Благодаря этому можно увидеть их различия, то, как разные резчики по-разному создавали скульптуры, какой разный уровень мастерства и детализации в изображении анатомии. Но у всех заметно, что лики этих скульптур имеют этнические черты народов Пермского края: татар, башкир, коми-пермяков. И это естественно, потому что художник всегда ориентируется на то, что видит вокруг. Как замечает Ольга Старцева, точно так же когда-то художники эпохи Возрождения писали Мадонн со своих знакомых.

Фото: Роман Зиюков

Фото: Роман Зиюков

И хотя фигуры Спасителя отличаются по стилистике, деталям, элементам одежды, сюжет у них один. В иконографии «Сидящего Спаса» переплетаются сразу несколько источников из библейского сюжета о Страстях Христовых: осмеяние, коронование терновым венцом, «esse homo» — Се Человек, или муж скорбей. В скульптурах это проявляется в изображении ран на теле, терновом венце, положении рук.

Фото: Роман Зиюков

У такого подробного выражения земных страданий Спасителя есть своя особая задача по приобщению ещё недавних язычников к христианству:

«Необходимость перестроить сознание на сложные, абстрактные и высокие понятия, которые несёт в себе христианская идея, требовала духовного роста, внутренней рефлексии человека, — объясняет Ольга Старцева.  — Переживание темы Страстей Христовых в сознании резчика становится очень важным процессом. Потому что можно понять страдание как расплату за что-то, как наказание и последствие. А здесь — жертва во искупление чужого греха. Это всё очень абстрактно для вчерашнего язычника, который должен впитать эту новую веру. В произведениях пермской деревянной скульптуры мы видим искреннее стремление к тому, чтобы это понять, прочувствовать, пронести через себя. Поэтому образы „Сидящего Спаса“, при всей отрешённости ликов, очень близки тому, для кого они первоначально предназначались, тем, кто на них смотрит. Даже анатомическими деталями: увеличенными суставами, натруженными руками, теми деталями, что соотносятся с повседневностью и с тем, что человеку близко и понятно. На жалости и сопричастности рождается наивное и одновременно высокое чувство — защитить страдающего и униженного бога».

Божественные тайны

Несмотря на множество исследований и статей о коллекции Пермской деревянной скульптуры, в ней ещё остаётся много неизвестного и неизученного. Так, например, остаются лакуны в изучении вопроса о влиянии католичества и способах проникновения черт католической храмовой скульптуры в православную храмовую пластику Прикамья.

Ольга Старцева:

«Это влияние налицо, отрицать его нельзя. Например, в некоторых памятниках мы можем проследить очевидное влияние стилистики барокко. При этом мы пока не имеем никаких документальных подтверждений того, что русские резчики обучались у европейских мастеров. Всегда говорится, что западноевропейское влияние в этих изображениях есть, особенно в Спасах, но какими путями оно шло и как усваивалось мастером-резчиком, доподлинно не известно. Мы знаем, что большая часть священников были выпускниками Киево-Могилянской академии. Это Русский запад, и там как раз в христианской культуре вполне естественно существуют объёмные изображения. Кроме того, на наших землях после Северной войны осело много пленных шведов, поляков, литовцев. Многие из них жили при храмах. Этот факт тоже нельзя сбрасывать со счетов. Возможно, это были разные люди, пёстрые по социальному составу. Мы не знаем, насколько они были грамотны, что у них было при себе — какие литературные источники и прочее. Конечно, такие связи существовали, но мы не имеем прямых свидетельств, что кто-то из русских мастеров обучался у них».

Фото: Роман Зиюков

Наверняка в столь обширной и разнообразной коллекции пермской деревянной скульптуры таится ещё немало подобных загадок. Пока пермские боги сохраняют тайны в своей обители. Но наверняка рано или поздно какие-то из них будут обязательно раскрыты, и мы узнаем об этих удивительных произведениях искусства ещё больше.

***

  • Фоторепортаж Ивана Козлова из запасников Пермской художественной галереи с уникальным кадрами пермских богов — смотрите и читайте на «Звезде».

Пермская деревянная скульптура — Наш Урал

Один из главных символов Пермского края – пермская деревянная скульптура («пермские боги»). Это поистине уникальная скульптура, не имеющая аналогов более нигде.

Пермская деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII – XIX веках. Местные народы, издавна придерживавшиеся язычества, даже перейдя в православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и других святых, по сути продолжая традицию поклоняться деревянным идолам. Такие объемные изображения были им куда ближе.

Несмотря на запреты деревянных религиозных скульптур церковными властями (православная церковь считает, что объемные изображение святых каким-то образом оскверняет святой дух), «деревянные боги» на протяжении нескольких веков лишь множились в церквях Урала, в местностях, где жили коми-пермяки. Вопреки указам сверху местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянных Иисусов и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами.

Специалисты отмечают в пермской деревянной скульптуре монументальность художественных решений, яркую образность, высокую эмоциональность и недюжинное мастерство. Вырезавшие скульптуры мастера словно вложили в свое творение всю свою душу, создав настоящие шедевры.

Лица деревянных богов полны муки, жертвенности. При этом внешность вырезанных из дерева православных святых имеет явно выраженные коми-пермяцкие черты. Их отличают широкие скулы и азиатские глаза.

Самым распространенным образом Иисуса Христа в пермской деревянной скульптуре стал так называемый Спас в темнице (или Спас полуночный). Этот образ показывает сидящего Иисуса с терновым венком на голове незадолго до распятия на Голгофе. Обычно эту скульптуру помещали в церкви в некое подобие темниц, сколоченных из дерева. Некоторые скульптуры выполнены в натуральную величину.

Также, помимо Иисуса Христа, большим почетом среди пермяков пользовался Николай Чудотворец.

Коми-пермяки относились к скульптурам с трогательной любовью и трепетом. Они одевали и обували деревянных богов, как живых, приносили им угощения и дары. Пермяки верили, что по ночам скульптуры оживали и ходили по храму, поэтому регулярно меняли им обувь.

Богатой коллекции «пермских богов» мы должны быть обязаны Николаю Серебренникову. В 1920-е годы он организовал несколько экспедиций по старинным селам на севере Пермской области для сбора уникальных скульптур. Экспедиции были очень не простыми. Как вспоминал сам Серебренников, «во все поездки пришлось проехать 5083 версты, из них 2059 верст лошадьми, 2105 пароходом и 919 верст железной дорогой». Всего за шесть экспедиций было собрано 195 скульптур! И это не считая различных других старинных изделий.

Первая выставка собранных Серебренниковым деревянных скульптур открылась в Перми 27 апреля 1924 года, вызвав большой интерес.

Если бы не Серебренников, то «пермских богов», как и прочую церковную утварь, ждала бы печальная участь быть поглощенными в огне во времена борьбы с религией.

Самая большая в мире коллекция пермской деревянной скульптуры находится, как и положено, в Перми – в Пермской художественной галерее. В настоящее время в коллекции Пермской галереи около 370 резных изображений.

В 1928 году нарком просвещения А.В. Луначарский в рамках визита в Пермь посетил выставку пермской деревянной скульптуры, которая привела его в восторг. Вот что он написал об увиденном:

«Посетил художественную часть Пермского музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественной и культурно-исторический точки зрения и в то же время поражает своей художественной силой как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности».

В 2010 году часть уникальной коллекции экспонировалась во Франции. Выставка пользовалась огромным интересом среди французов. Однако многие известные пермяки высказывались категорически против такой поездки «пермских богов» заграницу, боясь их утраты и порчи в пути. Однако недавно все боги благополучно вернулись на свою родину.

Пермская художественная галерея была открыта в 1936 году. Безусловно, главная «фишка» музея – пермская деревянная скульптура. Но в картинной галерее есть и другие интересные экспонаты. Посетители увидят здесь множество образцов живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства как России, так и других стран мира. К слову, коллекция Пермской галереи составляет почти 43 тысячи единиц хранения.

Спасо-Преображенский собор с колокольней, в котором находится Пермская художественная галерея, – главный символ города Перми, памятник архитектуры XIX века. Отсюда открывается красивый вид на реку Каму и набережную.

Поездка в город Пермь — отличный познавательный маршрут выходного дня. Пермь называет себя главной культурной столицей России. Здесь проходит много интереснейших культурных событий и поездку сюда можно совместить с посещением одного из них. Описания и программу самых ярких событий можно найти на нашем сайте в разделе «Календарь событий».

Также рекомендуем посмотреть другие достопримечательности Перми, посетить музей истории Мотовилихинских заводов. Можно также побывать на Камской ГЭС, посмотреть Камское море и насладиться открывающимся видом на мысе Стрелка — на месте слияния рек Кама и Чусовая. Кстати, по мнению астролога Павла Глобы, именно здесь родился легендарный Заратустра…

По пути можно посетить архитектурно-этнографический музей «Хохловка», музей политических репрессий «Пермь-36» близ города Чусовой, Белогорский монастырь, Кунгурскую ледяную пещеру и водопад Плакун.

Пермская художественная галерея на карте:

Интересно? Расскажи друзьям!

ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА | Наука и жизнь

Скорбящая Мария. Южные Нидерланды, около 1430 г. Дерево (орех). Фонд прусского культурного достояния, Берлин. Фигура скорбящей Марии входила в ныне утраченную группу предстоящих — тех, кто стоял у подножия креста, на котором распят Христос.

Святой Криспиниан. Франция, около 1420 г. Дерево (орех). Фонд прусского культурного достояния. Берлин.

Обручение Марии. Нидерланды, около 1490 г. Дерево (дуб). Фонд прусского культурного достояния, Берлин.

Деревянная скульптура «Лонгин сотник». Фрагмент. XVIII век.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Христос в темнице. Дерево (липа), левкас, темпера. Начало XIX века. Пермская государственная художественная галерея.

В первые месяцы нынешнего года, в преддверии празднования 2000-летия христианства, в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина была организована выставка древней западноевропейской и русской деревянной скульптуры на евангельские темы.

Христианству как религиозному мировоззрению человечество обязано становлением тех духовных и нравственных норм, которые были восприняты миллионами последователей этой религии. Но христианство привнесло в мир еще и другое — бурный расцвет, особенно в период Возрождения, можно сказать, взрыв множества новых направлений в искусстве. Архитектура, монументальное искусство, живопись, музыка вот уже почти две тысячи лет черпают идеи из библейских и евангельских сюжетов.

Католические храмы принято украшать главным образом изваяниями святых — мраморными, гипсовыми, вырезанными из дерева.

На Руси деревянная скульптура появилась еще в далекой древности и была связана с язычеством, с его идолами. Может быть, борьба церкви с идолопоклонством в какой-то степени притормозила работы над скульптурными изображениями христианских святых. Но искусство деревянной скульптуры не умерло, оно возродилось в новых свежих направлениях.

Выставка, прошедшая в Музее изобразительных искусств, дает возможность сравнивать русские и немецкие, нидерландские, французские деревянные скульптуры, открывает возможности понять и общие их черты и различие.

Западноевропейская деревянная скульптура, собранная в музеях Германии, — это работы мастеров разных стилей и эпох. Каждая выполнена художником высочайшего класса. И любая скульптурная группа, композиция изображена так, что хочется долго и внимательно рассматривать детали, штрихи и все время открывать для себя что-то новое. Потому что каждый штрих действительно наполнен смыслом. Множество милых лирических деталей в циклах «детских» скульптур и совсем иных — драматических — в циклах страстей.

Христос идет на мучительную и позорную, по тем понятиям, казнь. Идет ради открывшейся ему истины. Но на провокационный вопрос Понтия Пилата «Что есть истина?» Христос отвечает молчанием. И вся двухтысячелетняя история христианской цивилизации — в сущности, история поиска ответа на этот вопрос, который и до сих пор остается открытым.

Пермская (восточноевропейская) коллекция деревянной скульптуры (350 скульптурных композиций) относится к XVIII-XIX векам. Это, пожалуй, самая большая коллекция не только в нашей стране, но и во всей Европе.

Почти всю ее собрал бывший директор Пермской художественной галереи Н. Н. Серебренников. Он не просто собрал эти бесценные памятники нашей истории и искусства, он спас их от гибели. Потому что это было в 20-х годах уходящего века, в те времена, когда соборы, церкви у нас в стране ломали, крушили беспощадно. Деревянные скульптуры, украшавшие храмы в городах и селах Прикамья, тоже были обречены на уничтожение.

Пермская деревянная скульптура — одна из школ древнерусской пластики, которая особенно пышно и самобытно расцвела в XVII-XVIII веках. Культовые деревянные образы святых тогда вырезали почти в каждом городе и во многих селах по берегам Камы. Авторами, создателями скульптур были мастера-самородки — крестьяне, охотники, сплавщики леса. Они не очень-то хорошо знали Священное писание, которое доходило до них не через книги, а главным образом в пересказах. Библейских героев резчики изображали по своему разумению. Не опасаясь как-то обидеть или оскорбить этим святых, наделяли их теми человеческими качествами, которые сами больше всего ценили в людях: силой, добротой, трудолюбием, справедливостью, решительностью, готовностью заступиться за слабых, обездоленных.

В таком же фольклорном толковании подавалась и главная тема — образ страждущего Христа. Его изображали в простой мужицкой одежде или полуобнаженным с терновым венцом на голове, а то и в кандалах. Он был мучеником, потому что безвинно приговорен к кресту. Ему «в ручки, в ножки гвоздики вбивали, на буйну головку терновый венец надевали». В этих словах не просто жалость, здесь — огромная эмоциональная сила образа. Высокая непреходящая ценность «пермских богов» именно в том, что они несут в себе черты живых людей.

«Каждая эпоха, каждая национальная культура по-своему прочитывала Евангелие, помещая его в свою историческую, социальную, географическую среду, в свои природные условия и создавала свой образ Христа-Вседержителя, Христа во славе. Но чаще — Христа-Страстотерпца, подвергаемого насилию, унижениям, побоям, крестным пыткам… Чаще — потому что такой Бог ближе, человечнее, потому что «Бог — немощный и слабый все равно остается Богом, Богом от людей».

Так написал Юрий Домбровский, один из тех, кто прошел «крестным путем» через тюрьмы и лагеря нашего XX века.

Коллекция

В результате экспедиций 1970-х годов и закупок у частных лиц в Музее имени Андрея Рублева сложилась небольшая, но интересная коллекция скульптуры и рельефной иконы Древней Руси и Нового Времени. Среди памятников XVII века, периода расцвета древнерусской объемной резьбы – две скульптуры Николы Можайского конца XVII века. Первая – привезена из экспедиции в Архангельскую область в 1970 году. Горельефной резьбой исполнены лишь голова и руки святителя, объем моделируется живописными приемами, изысканная роспись имитирует богатое узорное ткачество с применением золотных и серебряных нитей, самоцветы и жемчуг. Вторая, закупленная у частного лица, – находится под поздней записью XIX века. Несмотря на единую иконографию, произведения совершенно разные, но каждое по-своему выразительно. Женские образы представлены скульптурами великомучениц Параскевы Пятницы и Екатерины рубежа XVII – начала XVIII века. Образ св. Параскевы наделен индивидуальными чертами: тонким ликом с легким румянцем, полуулыбкой на устах и лучистыми глазами. О создании его на исходе средневековья свидетельствуют элементы натурализма. Смягчается отстраненная символичность образа, от «небесного» он приближается к «земному». Несмотря на утраты рук, в одной из которых святая держала крест – символ мученичества, а в другой – свиток с текстом Символа веры, изображение не потеряло своей притягательности. Иконографическую близость со святой Параскевой демонстрирует скульптура великомученицы Екатерины. Она отличается лишь короной на голове, а в руках те же атрибуты – крест и свиток, но с другим текстом. Усиление культа святой Екатерины на Руси связано с чудесным явлением ее царю Алексею Михайловичу в ноябре 1658 года с вестью о рождении царской дочери, которую нарекли Екатериной. Популярность объемной резьбы в это время способствовала появлению икон этой святой в том числе и «на рези», как называли в документах XVII столетия объемные образы.

Если древнерусские скульптуры помещали в киоты, для чего тыльную сторону делали плоской, то в Новое время их перемонтировали на доски, что способствовало большему сближению с живописными иконами. Примером такого перемещения служит образ мученика Мины рубежа XVII–XVIII веков, объемную фигуру которого в XIX столетии частично «утопили» в доску, для чего пришлось крестообразно туловищу развернуть руки и ступни фигуры, а утраченные к тому времени детали (рука от локтя, держащая крест) дополнить. О глубоком почитании образа свидетельствует тот факт, что во время реставрации с его поверхности было снято семь слоев записи.

В XVIII веке статуи ангелов, апостолов и евангелистов, праотцев Моисея и Аарона, а также рельефные композиции «Моление о чаше», «Воскресение Христово» и некоторые другие, входили в декорацию иконостасов, раскрывая идейный замысел создателей об искупительной жертве Христа, священной истории и устроении Церкви. Статуя первосвященника Аарона, созданная в первой половине XIX века, была установлена над Царскими вратами напротив святого Моисея. В музей она попала по закупке от частного лица в 1995 году. Рельефные Распятия, впервые появившиеся в завершении иконостасов кремлевских церквей в конце XVII столетия, в Новое время постепенно «спустились на землю». Из подобной напольной композиции происходят фигуры святых апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина Сотника первой половины XIX века, поступившие в музей в 2007 году.

Фигуративную резьбу Царских врат демонстрируют роскошные позолоченные створки второй половины XVIII столетия с изображением четырех евангелистов на фоне сквозного растительного орнамента. Они были вывезены из заброшенного деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы, расположенного в селе Чернокулово Юрьев-Польского района Владимирской области. Глава Иоанна Предтечи на блюде, по преданию отрубленная царем Иродом и поднесенная в дар Иродиаде, вырезана из дерева в конце XVIII века и расписана в академической манере с натуралистическими подробностями, производящими жутковатое впечатление человеческой плоти. Подобные произведения, выполненные объемной резьбой, получили широкое распространение в позднем искусстве Центральной России и Поволжья. Их изготавливали, начиная с последней четверти XVIII века почти все последующее столетие, причем не только из дерева, но и отливали из гипса.

Из последних значительных приобретений музея следует назвать статую «Христос в темнице» рубежа XVIII – XIXвеков, закупленную в конце 2013 года. По древнерусской традиции скованная и слегка уплощенная, хотя и созданная в технике круглой скульптуры, фигура Христа, задумчиво подпёршего правой рукой щеку в ожидании казни, исполнена сдержанной силы Божества, уничижившего себя до состояния презренного раба. Такие изваяния, в свое время очень популярные, помещались в храмах в так называемых «темничках» – тесных будках с застекленными окнами, подчеркивающими «невместимость» Творца.

В собрании музея находится и коллекция небольших паломнических скульптур, которые изображают основоположника монашеской жизни на острове Столобном, что на озере Селигер – преподобного Нила Столобенского. Прототипом выразительных фигурок обобщенной формы стала расписанная темперой монументальная скульптура святого, созданная в конце XVIII века, возможно, в связи с открытием в Нило-Столобенской пустыни пещеры – места его подвигов (ныне в Музее Нило-Столобенского монастыря). Преподобный Нил представлен во время молитвы, с закрытыми глазами и согнутыми в локтях руками, опирающимися на колени. Под мышками – крюки, которые, согласно Житию, святой использовал для поддержания тела во время отдыха, так как никогда не ложился. В многочисленных копиях они превратились в обычные костыли.

Деревянная скульптура в собрании Музеев Московского Кремля

Подробности
Категория: События
Опубликовано: 08 июля 2019

Музеи Московского Кремля славятся не только своими наиинтереснейшими выставками, которые организуются как в самом Кремле, так и в российских и зарубежных музеях. Музеи создали прекрасную коллекцию виртуальных выставок на своём официальном сайте.

В настоящее время всем желающим доступно более 15 таких проектов. Один из них – виртуальная выставка памятников деревянной церковной скульптуры Музеев Московского Кремля. Это одно из самых значительных музейных собраний, представляющих различные виды древнерусской пластики – статуарные изображения святых, рельефные иконы, иконостасную скульптуру, резные образки, кресты и складни XV – начала XX века.

Ядро коллекции связано с Кремлём. Большинство из экспонатов относится к XVII веку –времени расцвета Оружейной палаты, ставшей тогда крупнейшим художественным центром России. В собрании также представлены произведения различных видов резьбы таких культурных центров, как Москва, Новгород, Ростов Великий, монастыри Русского Севера. Создание этой коллекции, в которую входит около восьмидесяти экспонатов, – результат собирательской деятельности музея с 1918-го по 1931 год. Исключительная роль в этом процессе принадлежит Николаю Николаевичу Померанцеву (1891–1986 гг.), вся жизнь которого была посвящена сохранению, реставрации и исследованию памятников древнерусской культуры.

Конец 1920-х – начало 1930-х годов – один из самых драматических периодов в истории Москвы. Многие московские храмы были закрыты и уничтожены. Не избежал такой участи и Вознесенский монастырь Московского Кремля, разрушенный осенью 1929 года. Экспозиция деревянной скульптуры в церкви Михаила Малеина, как и сама церковь, перестала существовать. Экспонаты были перенесены в запасники кремлёвского музея, и только в 1965 году в галерее церкви Ризположения в Кремле под руководством Н.Н. Померанцева вновь возродилась выставка деревянной русской скульптуры. Её экспозиция обновлялась дважды: в 1980 и 1996 годах.

В 2003 году вышел научный каталог «Русская деревянная скульптура XV–XVIII вв». Его автор, хранитель церкви Ризположения, старший научный сотрудник Ирина Михайловна Соколова, впервые опубликовала полное собрание музея. Каталог – первая публикация одного из самых значительных музейных собраний русской деревянной скульптуры. Помимо памятников, связанных с Московским Кремлём, здесь представлены также произведения, относящиеся к Новгороду, Ростову Великому, монастырям Русского Севера. В каталоге содержатся и сведения о происхождении, иконографии, истории памятников, многие из которых получили новые атрибуции.

Этот каталог и дал возможность создать виртуальную выставку, которая знакомит посетителей сайта с уникальными фондами музея.

Выставка состоит из пяти разделов: «Москва и Кремль», «Русский Север», «Новгород Великий, Ростов Великий и Переславль-Залесский», «Неизвестные центры», «Греческая рельефная икона «Богоматерь Одигитрия Влахернская».

Москва и Кремль

На выставке наиболее репрезентативно представлены работы московских мастеров конца XIV – XVII веков. Именно в Москве была выполнена и сохранилась древняя деревянная статуя святого Георгия рубежа XIV–XV веков. Москва XVI века представлена уникальным произведением – Царским резным моленным местом 1551 года.

Русский Север

В этом разделе представлены произведения мастеров Русского Севера XVI–XVII веков. Север – заповедник русской деревянной скульптуры, резьба по дереву была одним из древнейших и излюбленных монастырских занятий. На выставке демонстрируются уникальные работы резчиков Соловецкого монастыря.

Новгород Великий, Ростов Великий и Переславль-Залесский

На выставке представлены произведения деревянной скульптуры таких признанных художественных центров, как Новгород Великий, Ростов Великий и Переславль-Залесский. Уникальные памятники работы новгородских мастеров XVI века – икона «Снятие с креста», икона-складень – походная церковь, икона «Чудо Георгия о змие с Деисусом и избранными святыми» – отражают сложность и многогранность художественной жизни древнего Новгорода. Резные иконы Ростова Великого XVI века – «Ростовские святые с Николой Чудотворцем и Спасом Еммануилом», «Богоматерь «Знамение» с символами евангелистов» и «Явление ангела женам-мироносицам» – вышли, вероятно, из одной ростовской мастерской, работавшей на протяжении нескольких десятилетий XVI века.

Переславль-Залесский представлен тремя иконами конца XVII – начала XVIII века: «Распятие», «Богоматерь» и «Иоанн Богослов». Иконы составляли скульптурную композицию, которая предназначалась для навершия иконостаса Петровского дворца в Переславле-Залесском.

Неизвестные центры

На выставке представлены произведения, принадлежность которых установить не удалось. Они выделены в раздел «Неизвестные центры». Например, репиды XVIII века, которые происходят из собрания С.П. Рябушинского. Репиды представляют собой двусторонние резные изображения херувимов на длинной рукояти. Херувимы шестикрылые, два крыла подняты и соединены вверху, два опущены и сходятся к рукояти. Боковые крылья раскрыты и слегка приподняты, их заостренные концы отогнуты. В центре репиды – горельефные головы херувимов с рельефно проработанными чертами округлого лика с коротким прямым носом и заостренным выступающим подбородком.

Греческая рельефная икона «Богоматерь Одигитрия Влахернская»

В Музеях Московского Кремля хранится уникальная греческая рельефная икона «Богоматерь Одигитрия Влахернская». Икона была привезена царю Алексею Михайловичу в 1653 году от протосингела Иерусалимского престола в Константинополе и хранилась в алтаре Успенского собора до начала ХХ века. В 1918 году была передана в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке в Москве. После разрушения этой церкви в 1931 году икона была возвращена в Кремль и вошла в музейное собрание.

ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века

«Под сенью „девушки с веслом“». Советский плакат 1930 – 50-х годов

Библия Пискатора – настольная книга русских иконописцев

В Эрмитаже открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры»

Подробности
Просмотров: 4168

Деревянная скульптура

Деревянная скульптура – классика, проверенная временем. Это современное решение для интерьера загородного дома или ресторана, паба. Резьба бензопилой деревянной скульптуры на заказ позволит оригинально обустроить придомовую территорию, ведь деревянная резная скульптура – это всегда удачный и запоминающийся элемент в ландшафтном дизайне.

Почему стоит купить скульптуры из дерева:

  • Выполнены из природного материала.
  • Отличаются богатством фактуры и красоты натурального дерева.
  • Долговечны, стойки к разным погодным условиям.
  • Отличаются огромным разнообразием стилей и техник изготовления.
  • Возможность заказать скульптуру любого размера и тематики.
  • Эксклюзивное украшение интерьера и улицы.

Разнообразие деревянных скульптур

Современная деревянная скульптура может выполняться в разных стилях: от умышленно грубой рубленой техники с использованием только бензопилы, до изящных, утонченных форм. Оригинально смотрятся деревянные скульптуры бензопилой. Они традиционно объемные, внушительных размеров. Привлекают внимание именно благодаря своей массивности.

Дерево не ограничивает мастеров в выборе тематики. Клиенты могут заказать деревянные скульптуры животных, человека, женщин. Это может быть оригинальный подарок любимой супруге на юбилей или изготовление скульптуры в духе заведения. Например, у многих ресторанов и загородных резиденций в названиях упоминаются животные. Вы можете заказать скульптуру медведя, лисы, лося, кабана или другого символа вашего заведений.

Где купить деревянные скульптуры

Деревянная садовая скульптура – одно из направлений деятельности нашей компании, которая специализируется на строительстве домов из бревна кедра и лиственницы. Мы производим качественные и долговечные постройки из сруба с 2006 года. За многолетний опыт работы мы освоили все современные техники рубки леса. Проектируя и создавая рубленные дома и бани из кедра, мы отбираем лучшие бревна для строительства.

 

Идеально освоив технологии работы со срубом, компания «Медвежий лог» положила начало новым направлениям. Одно из них – уникальные деревянные скульптуры для сада. Цена деревянных скульптур зависит от их параметров и сложности выполнения, детализации фигуры.

Почему стоит заказать скульптуры в нашей компании:

  • Отличное качество работы.
  • Разнообразие работ.
  • Выполняем филигранную резьбу на скульптурах.
  • Создание скульптур исключительно из ккдра и лиственницы.
  • Наши скульпторы бензопилой способны создать по любым пожеланиям клиента.
  • Покупка деревянных скульптур от производителя без посредников.

TOP 10 деревянных скульптур — IGNANT

Мы действительно впечатлены удивительными скульпторами, которых мы каждый день встречаем во всемирной паутине. Сегодня мы собрали 10 лучших деревянных скульптур, представив некоторых из наших любимых мастеров, творит чудеса с деревом. Который твой любимый?

10. СИДЕНЬЕ


В сотрудничестве с Eboarch Йон Джу Ли и Брайан Браш из Нью-Йорка создали игровой объект из 400 простых деревянных стульев, который решает вопрос о том, как мы видим и воспринимаем архитектурный мир вокруг нас.Стулья представляют собой фундаментальное архитектурное событие. Он формализует превращение стульев из полезных предметов в конструктивные и пространственные компоненты неоднозначного здания.

_

9. СКУЛЬПТУРЫ ДЭНА ВЕББА


Дэн Уэбб родился в Ист-Лансинге, штат Мичиган, а сейчас живет в Сиэтле, штат Вашингтон. Он создает удивительные скульптуры из дерева. Благодаря своей детальной текстуре и форме его работы демонстрируют красоту текстуры древесины.

_

8.ВНЕДРЕНИЕ ДЖЕССИКИ ДРЕНК


Джессика Дренк создает скульптуры из карандашей. Каждая скульптура использует от 1200 до 4000 штук. После склеивания скульптуры шлифуются ленточной шлифовальной машиной и другими электроинструментами, а затем обрабатываются вручную.

_

7. СПИЧКИ WOLFGANG STILLER


Немецкий художник Вольфганг Стиллер создал «Matchstickmen» из толстых деревянных кусков, которые он кладет стоя или лежа в комнате.Лица у всех разные и выглядят так, как будто они просто появились в дереве после сжигания каждого легковоспламеняющегося наконечника.

_

6. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СКУЛЬПТУРЫ БРУНО УОЛПОТА


Бруно Вальпот создает интригующие человеческие скульптуры из дерева. Фактурные несовершенства скульптур придают деревьям, из которых они сделаны, образный дух. Уолпот использует полупрозрачную краску для покрытия своих работ, чтобы волокна древесины оставались видимыми

_

5.СКУЛЬПТУРЫ МАРИО ДИЛИЦ


Комбинируя скульптурные знания и технические навыки с современными проблемами, Марио Дилитц умудряется создавать скульптуры большой яркости и привлекательности. Его скульптуры, большинство из которых в натуральную величину, сделаны из высококачественного клееного дерева. После процесса разрушения и восстановления древесина приобретает новую форму устойчивости.

_

4. Индивидуальная беседа с Кэролайн Слот


Кэролайн Слотт создала серию «Один к одному», в которой представлен набор объектов, которые должны выглядеть как две вещи одновременно или, скорее, как два материала одновременно.Мы одновременно распознаем предметы как пластик, металл или бумагу и дерево — невозможность, которая играет с нашим восприятием.

_

3. СКАМЬЯ ДЛЯ СПАГЕТТИ


В своей серии «Скамейка для спагетти» Пабло Рейносо использовал общественные скамейки анонимного дизайна в качестве отправной точки для своих размышлений. Эти скамейки пересекаются с культурами, и в них есть что-то устаревшее и устаревшее. Проверьте их все здесь.

_

2. СКУЛЬПТУРЫ ВИЛЛИ ВЕРГИНЕРА


Скульптуры и инсталляции Вилли Верджинера отделены друг от друга и открывают зрителю совершенно новое измерение волшебной подвески.Верджинер развивает оригинальный и уникальный визуальный язык, сочетающий живопись с искусством скульптуры. Начав с традиционной работы по дереву, как это практикуется в его родном городе Брессаоне, он постепенно отошел от традиционных схем и начал следовать своему собственному стилю.

_

1. СКУЛЬПТУРЫ АРОНА ДЕМЕТЦА


Итальянский скульптор Арон Демец — наш номер один. Он исследует человеческую фигуру с помощью своих деревянных скульптур и демонстрирует невероятные навыки резьбы по дереву.Он использует материал, чтобы подчеркнуть гармонию, а также конфликты между человеком и природой. Особенно нас заинтриговал контраст между плавно вырезанными фигурами и жестко обработанными поверхностями.

_

современных деревянных скульптур — 1000 на продажу на 1stDibs

Ассортимент современных деревянных скульптур доступен на 1stDibs. Часто сделанные из дерева, металла и камня, все современные деревянные скульптуры были созданы с большой осторожностью. На 1stDibs выставлено на продажу 1333 старинных и старинных современных деревянных скульптуры, а также у нас есть 306 современных изданий на выбор.Доступны все виды современных деревянных скульптур, от тех, что были созданы еще в 18 веке, до скульптур, созданных совсем недавно, в 21 веке. Современные деревянные скульптуры с признаками модерна середины века или модерна очень популярны в 1stDibs. Многие современные деревянные скульптуры привлекательны своей простотой, но Андрианна Шамарис, Кертис Джер и Адам Хендерсон создали популярные современные деревянные скульптуры, на которые стоит взглянуть.

Средняя цена продажи на 1stDibs составляет 1757 долларов, в то время как они обычно составляют 60 долларов на низком уровне и 312 000 долларов на максимальную цену.

Оформление вашего дома старинными, новыми и антикварными скульптурами означает добавление штрихов, которые могут существенно преобразить пространство. Представляя скульптуру в качестве декоративной отделки любого интерьера, вы заявляете о себе, склонны ли вы к драматизму или предпочитаете простые вещи с использованием скромного, сдержанного искусства.

Единственная в своем роде трехмерная фигуративная скульптура, установленная на стене вашей столовой, — это гарантированный предмет для разговора, а три абстрактных произведения, расположенные на книжных полках в вашей гостиной, могут добавить спонтанности коллекции первых вещей. выпускать романы или монографии художников, которые вы показываете, а также привлекать к ним внимание.Фигуративные скульптуры — это репрезентативные произведения, изображающие конкретного человека, животное или предмет. И хотя украшение бюстами, которые представляют собой скульптурные или отлитые фигуративные работы, точно не возглавляет список тенденций дизайна каждый год, бюсты вернулись на штук. По словам дизайнера Тимоти Корригана, «они дают человечеству то, чего не может дать более абстрактная скульптура». С другой стороны, абстрактные скульптуры не предназначены для демонстрации чего-то конкретного. Вместо этого они вызывают настроение или сцену, не указывая напрямую, что они изображают.

Бюсты из камня или металла могут показаться не подходящими для вашего существующего декора. К счастью, есть много способов, чтобы кажущийся несочетаемым предмет вписался в остальную тему вашей комнаты. Вы можете охватить драматическое произведение, сделав его центром комнаты, или можете включить несколько элементов, сделанных из одного материала, чтобы создать гармонию в вашем пространстве. Если старинное или более драматичное произведение не похоже на , почему бы не выбрать работы из пластика, стекловолокна или других более современных материалов?

При включении скульптуры в дизайн вашего дома — будь то игривая работа героя аукциона и мультимедийного визионера KAWS, современное волокно от дилера из Коннектикута Browngrotta Arts или бюджетный натюрморт — подумайте о правильном освещении, которое может выявить отличительные аспекты вашего произведения, заслуживающие внимания.И убедитесь, что вы знаете, как размер и форма скульптуры повлияют на ваше пространство в целом. Если вы выбираете скульптуру с эффектными элементами дизайна, такими как острые углы или яркие цвета, например, постарайтесь лучше интегрировать это новое дополнение, повторяя эти элементы в остальной части дизайна вашей комнаты.

Начните украшать скульптуру прямо сейчас — найдите фигуративные скульптуры, скульптуры животных и многое другое на 1stDibs сегодня.

Удивительное деревянное искусство, созданное мастерами резьбы по дереву нашего времени

Деревообработка занимает долгое и богатое место в нашей истории.Древние люди использовали его вместе с камнем, глиной и частями животных в качестве одного из первых материалов, которые они освоили. Он по-прежнему актуален сегодня, поскольку многие предметы в нашей повседневной жизни изготавливаются из этой прочной формы. Есть множество способов манипулировать им, один из них — резьба по дереву, которая восходит к древнему Египту. Египетский музей в Каире содержит статую человека, датируемого примерно 4000 годом до нашей эры, сделанную из платана. Это одно из первых произведений искусства резьбы по дереву.

Сегодня художники продолжают работать в этой вневременной среде. Некоторые, например Дамиано Таурино, вырезают и обрабатывают дерево, чтобы оно выглядело гладким, как ткань. Другие прославляют его зазубренную форму и используют ее непосредственно в своей работе. В скульптуре совы графа Марца ее лицо выступает из поврежденной коры скрученной ветви. Хотя подходы художников различаются, в их произведениях искусства из дерева остается одна общая черта — каждый из них преобразует жесткую форму в нечто удивительно неожиданное.

Подробнее: Деревянная скульптура монаха, искаженная глюками, ручная резьба

Пауль Каптейн

Пол Каптейн использовал джелутонг (малазийское дерево) для создания своей скульптуры под названием , и в бесконечных звуках наступила пауза . Когда подобная монаху фигура сидит в медитативной позе, его тело искажается с эффектом сбоя, который отражается от его головы до ног.

Подробнее: Резные деревянные скульптуры животных оживают

Джузеппе Румерио

Хотя дерево может казаться тяжелым, как камень, художник Джузеппе Румерио превращает этот материал во что-то более легкое.Изделия ручной работы демонстрируют животных в их великолепном естественном стиле.

Дамиано Таурино

Дамиано Таурино запечатлел красоту человеческого тела в своих фигурных скульптурах. Этот рендеринг реалистично отображает каждый изгиб тела балерины, демонстрируя ее артистизм и силу.

Эрл Марц

Эрл Мартц сочетает абстрактные формы дерева с формами животных. «Мне пришло в голову, что природа и животное могут стать единым целым в скульптуре, — говорит он, — нежный поворот прочной древесины, соответствующий тонким изгибам дикого животного.Иногда кусок дерева будет сидеть годами, прежде чем Марц решит, что из него выйдет.

Подробнее: 78-летний мастер ремесел превращает дерево в замысловатые скульптуры с использованием древних китайских техник

Дэн Даохан

Дэн Даохан использует древние инструменты, чтобы вдыхать жизнь в пни. Топор, разделочный нож и линейка — все, что нужно 78-летнему художнику для создания гладких, реалистичных портретов среди грубых участков коры дерева. Вместе они представляют собой убедительное сочетание твердого и мягкого, показывая, что оба могут процветать, когда их объединяют.

Арон Демец

Арон Демец играет в своей работе с красотой и страданием. Гладкий, почти манекен-образный вид фигуры компенсируется необработанной потертостью, исходящей от стружек. Вместе они символизируют то, как человек и природа часто противоречат друг другу.

Подробнее: Сюрреалистические деревянные скульптуры с множеством выражений лица на одном лице

Ёситоши Канемаки

Художник Ёситоши Канемаки мог вырезать эту скульптуру из цельного куска дерева хиноки, но вы можете рассматривать эту сюрреалистическую фигуру по-разному.Лицо содержит несколько выражений на 360 градусов, которые символизируют мириады эмоций, которые испытывает один человек. Некоторые из них легко увидеть, а другие похоронены глубоко под землей и никогда не выходят на поверхность… до сих пор.

Сейджи Кавасаки

Это настоящая рыба? Трудно сказать по работе Сейджи Кавасаки. Начиная с деревянного бруска, он вырезает из него что-то съедобное.

Гэри «Виз» Бернс

Ремесленник Гэри «Виз» Бернс известен своей резьбой.На этом конкретном произведении изображен дуб, вырезанный из куска клена большого листа. Для его создания Бернс использует метод под названием «Пронзительный рельеф», в котором все вырезано из одного куска дерева без каких-либо добавлений. Он продает свои изделия на Etsy.

Подробнее: Деревянные ложки с замысловатой резьбой в память о природе с декоративными ручками

Джайлз Ньюман

Джайлс Ньюман прославляет природу с помощью декоративных деревянных ложек. Работая топором, ножом и долотом, он вырезал красивые цветы и изысканных зверей на каждой ручке.Ньюман лечил их для употребления в пищу, но лучше всего их выставляют как произведения искусства. Как и Гэри Бернс, его творения доступны на Etsy.

Подробнее: Жизнь зарождается в тщательно вырезанных деревянных книгах

Нино Орланди

Скульптор-самоучка Нино Орланди наиболее известен своей коллекцией книг, вырезанных из дерева. Руки выходят из страниц, тянутся друг к другу, выходя за пределы разворотов.

Рэндалл Розенталь

Как и по резьбе Сейджи Кавасаки, трудно сказать, настоящая ли работа Рэндалла Розенталя.Он тоже превращает цельный кусок дерева в гиперреалистичную скульптуру, изображающую повседневные предметы. После того, как детали были тщательно вырезаны, Розенталь раскрашивает их, чтобы усилить иллюзию.

Ксавье Пуэнте Виларделл

Ксавье Пуэнте Виларделл создал абстрактные формы, которые делают дерево похожим на тонкую ленту. Поскольку эта деталь изящно завивается, она выглядит такой нежной, что ветер унесет ее.

Подробнее: Исчезающее искусство традиционной китайской резьбы по дереву Дунъян
Фото: Майкл Лай

Dongyang Резьба по дереву

Резьба по дереву Дунъян — это китайское искусство, которое существует со времен династии Тан (начиная с VII века).Элегантные, детализированные творения — также называемые белая резьба по дереву — имеют несколько слоев, образующих эти похожие на фрески композиции.

Фотография предоставлена: Lv Ming

Чжэн Чуньхуэй

Китайскому художнику Чжэн Чунхуи понадобилось четыре года, чтобы вырезать эту большую деревянную скульптуру длиной 40 футов. Когда он закончил эту впечатляющую работу — вырезанную из цельного дерева — Книга рекордов Гиннеса провозгласила ее самой длинной сплошной деревянной скульптурой в мире.

История резьбы по дереву в искусстве

Бегло взглянув на некоторые из ведущих художественных галерей и аукционных домов в мире, мы можем заметить, что резные изделия из дерева так же актуальны и популярны, как никогда. Искусство Саатчи, например, предлагает впечатляющую многостраничную демонстрацию работ, выполненных резьбой по дереву , от фигуративной до абстрактной, и даже со ссылкой на некоторые из самых известных произведений, такие как бродвейский буги-вуги Мондриана в кресле Вэйвэя Ляна, вдохновленный как хорошо от мебели династии Мин-Цин и цветных блоков Грега Жубера, которые напоминают безымянные (стопки) Дональда Джадда.

Вы коллекционер произведений искусства? Взгляните на эту деревянную скульптуру Стефа Копа, доступную на нашей торговой площадке!

Древесина, будучи доступной и относительно простой в обработке, привлекала внимание художников и дизайнеров много веков назад. Его траектория в искусстве тесно связана с общим курсом, который искусство проходило на протяжении многих лет — от использования в основном для вотивных и религиозных скульптур до их преобразования в абстрактных форм . От полировки и окрашивания до признания своего естественного качества и текстуры , древесина не только принимала формы, которые задумывались художниками, но и ценилась за ее эстетические качества в неизменной форме.

Однако, помимо своих материальных качеств, на дереве были нанесены различные социальные и культурные значения , которые повлияли на способы его использования. В западное искусство дерево перестало использоваться в изобилии и превратилось в материал, имеющий меньшую культурную ценность, чем, например, мрамор, к тому, что его хвалят и широко используют современные художники.

Но насколько важна резьба по дереву в искусстве? Какова история резьбы по дереву, и какие скульптуры из дерева являются самыми замечательными и какие художники работают с этим материалом?


Слева: Геро Распятие, 965-970.Изображение предоставлено studyblue.com / Справа: Грег Жубер — Цветной блок. Изображение с saatchiart.com

Резьба по дереву в средневековой скульптуре

Хотя история использования резьбы по дереву в искусстве восходит к доисторическим временам , когда деревянные предметы имели особую ритуальную функцию — самая старая деревянная скульптура — Шигирский идол , вырезанный около 11000 лет назад — мы начнем наш исторический Обзор со средневековья. Христианство сравнительно рано открыло для себя использование дерева в религиозных целях, вырезав из этого материала крестов и различных религиозных фигур и святых.Однако из-за своей непрочности и уязвимости для воды, насекомых и грибов многие шедевры деревянной скульптуры исчезли на протяжении веков.

Средние века также были ограничены , ограниченное количество историй, которые художники могли передать в визуальной форме, которые в основном принимались на религиозных собраниях, где строго следовали догмам и предписывали, что разрешено, а что не руководствуется большей частью творческой деятельности. выход периода. Среди множества выдающихся произведений можно отметить Gero Crucifix , Holy Blood Altar Тильмана Рименшнайдера и Röttgen Pietà .Германия была одним из самых плодовитых регионов в резьбе по дереву, оставив после себя множество шедевров. Помимо статуй, из дерева также вырезано потолков, запрестольных образов, и портретных бюстов и барельефов.


Тильман Рименшнайдер — Алтарь Святой Крови, 1501–1505. Изображение взято с wikipedia.org

Святая Мария Магдалина в Лувре

Среди наиболее впечатляющих произведений резьбы по дереву, которые сохранились с этого периода, — Грегора Эрхарта Святая Мария Магдалина 1500 года, сохраненная в Лувре.Созданная как раз на рубеже веков, эта скульптура сочетает в себе старое и новое. Контрапост и полнота фигуры провозглашают классическую красоту эпохи Возрождения и демонстрируют знания искусства Дюрера, в то время как стиль поздней готики сохраняется благодаря безмятежности выражения.

Хотя сегодня скульптуру можно рассматривать в чувственных и светских терминах, нагота фигуры и ее длинные золотые локоны на самом деле являются гениальным способом Эрхарта передать священное сияние и мистический экстаз . [1]


Грегор Эрхарт — Святая Мария Магдалина, 1500. Изображения предоставлены louvre.fr и scoopnest.com

Резьба по дереву эпохи Возрождения и не только

С приходом Возрождения общий тон и понимание роли человека в общей схеме вещей сместились, так сказать, с периферии в центр. Гуманизм эпохи Возрождения и один из его самых выдающихся теоретиков Леон Баттиста Альберти развил идею Uomo Universale , универсального человека, который является центром вселенной. [2]

Художественные практики быстро переняли эту идею и начали смещать ее фокус не с религиозных тем как таковых, а с негативных представлений о состоянии человека. Производство портретов и бюстов светских людей значительно выросло, но этот интерес к сохранению своего образа для потомков часто означал, что дерево не было первым выбором художников.

Тем не менее, резьба по дереву продолжала развиваться, и некоторые из замечательных примеров этого периода — мастерски детализированный Донателло Святой Иоанн Креститель в Венеции и Кающаяся Магдалина , сохранившийся сегодня во Флоренции.


Слева: Донателло — Кающаяся Магдалина / Справа: Донателло — Святой Иоанн Креститель

Резьба, совершающая классический поворот

Классицизм пришел с ненасытным вкусом к мрамору после возобновления интереса к античному искусству, вызванного трудами Иоганна Иоахима Винкельмана. Тенденция копировать древнегреческие и римские скульптуры относила дерево к украшениям и дизайну , причем школа резьбы по дереву Гринлинга Гиббонса в Англии была одной из самых известных.

Из дерева было вырезано каминов, дверных панелей и дверных проемов , и 18 век также отмечен увеличением производства деревянных голов херувимов . В начале 19 века преподавание резьбы по дереву вошло в программу художественных школ ряда европейских стран.


Себастьян Эррасурис — Кабинет дикобраза. Изображение с platformaarquitectura.cl

Современная резьба по дереву

Современные художники вернулись к дереву после демократизации жанров искусства, что привело к демократизации материалов.Среди многочисленных имен, которые выделяются своими навыками деревообработки, — Константин Бранкузи, Генри Мур, Ксавери Дуниковски, Барбара Хепворт, Поль Гоген, Эрнст Барлах и Луиза Невельсон . Мур известен своими гладкими деревянными скульптурами, такими как Лежащая фигура 1936 года; Гоген следовал традициям Таити, где он жил, и делал рельефы и маски из дерева, в то время как Невельсон создавала наборы деревянных частей, которые она могла найти.

Ознакомьтесь с интересной коллекцией современной скульптуры, доступной на нашей торговой площадке!

Практически невозможно описать использование дерева в современном искусстве.Разнообразие стилей, техник и комбинаций дерева с другими материалами неисчислимо. Тони Крэгг , британский скульптор, выделяется вместе с Стефом Копом , скульптором, известным своими архаичными по своей природе скульптурами под названием Wooden ARO .

Несколько лет назад Музей искусств и дизайна в Нью-Йорке организовал выставку Against the Grain: Wood in Contemporary Art, Craft and Design , которая, пожалуй, лучше всего демонстрирует универсальные техники и возможности использования дерева в современном искусстве.Среди художников, представленных на выставке, были Нина Бруун с ее Nest Chair , Себастьян Эррасурис с Porcupine Cabinet , Ai Weiwei с его сборкой Grapes и Kcho .C с . (Исправление курса) .


Нина Бруун — Кресло-гнездо. Изображение с karmatrendz.wordpress.com

Культурные последствия использования дерева в искусстве

Помимо того, что дерево использовалось в западных культурах, оно также было основным материалом для создания многих изделий из Африки, Океании, Америки и Австралии .Например, искусство аборигенов полагается на дерево как на одно из основных средств выражения, в то время как Ближний Восток также имеет прекрасные традиции обработки дерева. Декоративные цели, религиозные или ритуальные причины — вот некоторые из аспектов, которые привлекают художников к использованию этого материала, но его использование в колониальном контексте также было неверно истолковано как выражение фольклористических и, как правило, примитивных культурных уровней тех, кто его использовал.

В то время как в имперской Европе дерево постепенно превращалось в область декоративного дизайна, обработка дерева в других культурах интерпретировалась через повествования фольклора и традиций. Маски из Африки, которые позже вдохновили Пикассо и такие движения, как фовизм и экспрессионизм, рассматривались как ритуальные объекты с небольшой художественной ценностью или без нее. [3]

Сегодня, после геополитических и культурных изменений, произошедших во второй половине 20-го века и позже, негативные культурные последствия использования дерева в искусстве стали частью истории, и резьба по дереву и обработка дерева одинаково уважаются, ценятся и практикуются художественные техники как любой другой.Очарование дерева и его качества, кажется, остается высоким, в то время как художники продолжают вырезать из него удивительные предметы искусства.

Совет редакции: Руководство по традиционной резьбе по дереву

Для серьезно мыслящих новичков учебное содержание в этой книге хорошо организовано, простое для понимания и очень точное. Авторы начинают с основ: какие инструменты и приспособления необходимы, какую древесину использовать, инструкция по самой распиловке древесины. Есть главы о том, как воплотить ваши идеи в дереве, как спроектировать, проследить или обрисовать в общих чертах ваш проект.Описаны различные приемы практической резьбы и обработки дерева; резьба, прокол и резьба по стружкам; резьба по кругу; Готическая резьба; стили резного орнамента; Предлагается множество конкретных проектов: от самых простых — ящики, подносы для хлеба, сундуки, стулья и табуреты — до более сложных — столы, буфеты и шкафы, кровати, буфеты, даже лестницы, или, если уж на то пошло, почти любой предмет. вы можете представить себе в лесу.

Артикул:

  1. Софи Гийо де Судуйро, Святая Мария Магдалина , Лувр.fr [2 марта 2017 г.]
  2. Блэк Р. (2001), Мысль Возрождения, стр. 74.
  3. Гантефюрер-Триер А., (2004), Кубизм, стр.9.

Избранные изображения: Kcho — R.E.C. (Исправление курса), изображение с сайта artsobserver.com; Вэйвэй Лян — Тайши буги-вуги, изображение предоставлено weiweiliang.com; Луиза Невельсон — Королевский прилив IV. Изображение взято с сайта pintrest.com. Все изображения используются только в иллюстративных целях.

итальянских деревянных скульптур — резьба по дереву из Валь-Гардены (Италия)

Традиции деревянного искусства в Валь-Гардене, Италия, имеют долгую историю.Традиция резьбы по дереву восходит к XVII веку, когда фермеры начали производить деревянные игрушки и посуду в течение долгого зимнего сезона. Крестьяне продавали эти вещи на весенних рынках.

Прошло время, и резчики по дереву улучшили свои способности и навыки, они начали производить высококачественные изделия из дерева, которые со временем приобретали все большую ценность. В XVIII веке искусство резьбы по дереву стало важнейшим видом экономической деятельности в долине. Мастера начали продавать свои шедевры по всему миру.

В настоящее время в Валь-Гардене много мастеров по дереву. Они специализируются на реализации изделий из дерева, как сакрального, так и светского искусства. Особенно художники создают: деревянные игрушки, куклы, лошадки-качалки, деревянные фигурки вертепов, распятия, деревянные скульптуры фигур животных, резные фигурки ангелов, святых, Мадонну, Иисуса Христа, светских персонажей, деревянные часы с кукушкой, барельефы и т. Д.

Благодаря высокому мастерству мастеров по дереву в Валь-Гардене были открыты две художественные школы, специализирующиеся на изделиях из дерева.Студенты изучали производство дерева в течение долгого времени, став известными мастерами по дереву, известными во всем мире благодаря своим уникальным изделиям высокого качества, отличающимся высокой художественной ценностью.

Есть еще один важный и знаменательный знак развития деревянной скульптуры в Валь-Гардене, на родине деревянного искусства: в Святой 2000 год в мире появилась групповая резная детская кроватка из дерева. Детская кроватка, изготовленная полностью вручную, необычайных размеров (некоторые из деревянных статуй достигают 220 см в высоту) и находится в постоянной экспозиции в Центре Иман в Санта-Кристине, Валь-Гардена.

Во время выставки UNIKA, всемирно известной ярмарки деревянной скульптуры, местные мастера резьбы по дереву демонстрируют свои работы, которые являются уникальными шедеврами исключительно ручной работы. Ярмарка проходит ежегодно в сентябре.

На Patrick-Demetz.com искусство дерева онлайн; в интернет-магазине можно приобрести предметы искусства из дерева, сделанные местными мастерами в Валь-Гардене, онлайн.

Посетите онлайн-каталог, чтобы узнать о широкой коллекции деревянных предметов, таких как святые, ангелы, деревянные статуи Мадонны, Иисуса Христа, деревянные распятия, деревянные рельефы, деревянные фигурки рождественских вертепов, резные фигурки животных, часы с кукушкой, полностью ручные. резные деревянные скульптуры, именные скульптуры и т. д.

Согласно новым исследованиям, самая ранняя деревянная статуя в мире более чем в два раза старше Стоунхенджа

Шигирский идол — не что иное, как чудо сохранения. Тотемный столб высотой девять футов, состоящий из 10 фрагментов, украшенных геометрической резьбой и внушительными человеческими лицами, является старейшей деревянной скульптурой в мире, а также единственным сохранившимся деревянным артефактом каменного века.

Благодаря новым исследованиям ученые теперь подозревают, что он даже старше, чем мы думали, и может изменить наше понимание доисторического общества.

Этот идол, найденный золотодобытчиками в торфяном болоте в 1890 году, является жемчужиной коллекции Свердловского областного краеведческого музея, удаленного учреждения на Урале в России. Его возраст оставался загадкой даже для экспертов до 1997 года, когда российские ученые с помощью радиоуглеродного датирования обнаружили, что ему 9 500 лет. Неожиданная находка изначально вызвала скептицизм у некоторых экспертов, учитывая сложный характер изделия, которое теперь считается самым ранним известным ритуальным искусством.

В 2018 году более совершенная технология ускорительной масс-спектрометрии, проверявшая нетронутую сердцевину статуи из древесины лиственницы, а не ее поверхность, которая подвергалась многочисленным консервационным обработкам за более чем 100 лет с момента ее открытия, определила, что она на самом деле еще старше: ближе до 11600 лет.

Новое исследование, опубликованное в Quaternary International , отодвинуло эту дату на на 900 лет назад, что делает ее более чем в два раза старше Стоунхенджа или египетских пирамид.

Современный рисунок Шигирского идола с масштабом слева и деталями геометрического орнамента на отдельных фрагментах. Фото предоставлено Свердловским областным краеведческим музеем.

«Идол был вырезан в эпоху сильных климатических изменений, когда ранние леса простирались от более теплого позднего ледникового периода к послеледниковой Евразии», — заявил ведущий автор статьи, археолог Томас Тербергер, руководитель исследований Департамента культурного наследия Нижнего края. Саксония, Германия, сообщила New York Times .«Пейзаж изменился, и искусство — фигурные узоры и натуралистические животные, нарисованные в пещерах и высеченные в скалах — тоже изменились, возможно, как способ помочь людям справиться со сложной средой, с которой они столкнулись».

Сложная иконография статуи с ее абстрактными символами противоречит тому, что, по мнению археологов, они знали об обществах охотников-собирателей в Европе и Азии, чье художественное творчество ограничивалось изображениями животных и сценами охоты, а не объектами ритуального значения.

Но вполне возможно, что подавляющее большинство «подвижного искусства» — археологический термин для переносной доисторической скульптуры — просто не выжило из-за материалов, из которых оно изготовлено.

Ранняя реконструкция Шигирского идола 1894 года. Фото любезно предоставлено Свердловским областным краеведческим музеем.

В регионах с густыми лесами древесина была бы легко доступна художникам эпохи палеолита, но со временем быстро испортилась. Это означает, что наше понимание этих древних народов сформировано предубеждениями о сохранении, и могло бы быть совсем другим, если бы уцелело больше деревянных артефактов, таких как Шигирский идол.

«Обработка дерева, вероятно, была широко распространена в период от позднего оледенения до раннего голоцена», — утверждает газета. «Мы рассматриваем скульптуру Шигиря как документ сложного символического поведения и духовного мира позднеледниковых и раннемезолитических охотников-собирателей Урала».

Тербергер и его коллеги обнаружили больше свидетельств доисторических плотницких работ на других болотных раскопках за последние 12 лет. Они ожидают, что археологи продолжат обнаруживать аналогичные находки и в других местах Урала, где находится множество неизведанных торфяных болот, но отсутствие финансирования означает, что в настоящее время раскопки не ведутся.


Следите за новостями Artnet в Facebook:

Хотите опередить мир искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, откровенные интервью и острые критические моменты, которые продвигают разговор.

Самая старая известная деревянная статуя в мире на 7000 лет старше Стоунхенджа

Чем дальше вы уходите в прошлое, тем реже становятся археологические находки. Многие материалы, используемые людьми — дерево, кожа, ткань — просто недолговечны и поглощаются Землей под неумолимым маршем времени.В этом контексте Шигирский идол — это чудо.

Эта деревянная фигурная статуя с множеством лиц, похожих на маски, была вырезана тысячи лет назад и тысячелетиями хранилась в кислой, антимикробной среде торфяного болота Шигир на Урале в России.

Теперь мы узнали, что статуя кажется даже старше, чем мы думали.

Из десяти частей идол был впервые обнаружен в 1890 году и расценен как диковинка, резьба в виде тотемного столба из более ранней эпохи.Его истинное значение проявится не раньше, чем через столетие. Радиоуглеродное датирование выявило в 1990-х годах, что Шигирский идол был намного старше, чем мы предполагали, и его возраст составляет около 9750 лет.

Ученые были ошеломлены. Не только из-за впечатляющей сохранности артефакта — многие эксперты считали, что стиль искусства слишком сложен для людей того времени.

Затем, в 2018 году, произошла еще одна бомба. Первоначальное радиоуглеродное датирование было выполнено по образцу на внешней стороне деревянного столба, который подвергался воздействию внешних условий и усилий по консервации.Группа ученых провела новый анализ, используя образец, извлеченный из более нетронутого ядра артефакта, и обнаружила, что ему было около 11600 лет.

Три члена той же группы, археологи Томас Тербергер из Геттингенского университета в Германии, Михаил Жилин из Института археологии РАН в России и Светлана Савченко из Свердловского областного музея в России, провели повторный анализ множественного датирования углерода. полученные результаты. Они пришли к выводу, что статуя еще старше.

Древесине, использованной в скульптуре, кажется, около 12 250 лет. Поскольку Шигирский идол был сделан из ствола лиственницы с 159 годичными кольцами, это говорит о том, что сама статуя была вырезана около 12100 лет назад — примерно на 500 лет раньше, чем показал анализ 2018 года.

Это говорит о том, что скульптура была вырезана в конце Последнего ледникового периода и в начале голоцена. (Для сравнения, считается, что Стоунхендж был построен всего 5000 лет назад.)

(Terberger et al., Quat. Int., 2021)

«Идол был вырезан в эпоху сильных климатических изменений, когда ранние леса простирались от более теплого позднего ледникового периода к послеледниковой Евразии», — сказал Тербергер . Нью-Йорк Таймс .

«Пейзаж изменился, и искусство — фигуративные узоры и натуралистические животные, нарисованные в пещерах и высеченные в скалах — тоже изменились, возможно, как способ помочь людям справиться со сложными условиями, с которыми они сталкивались.»

Хотя мы не можем точно сказать, для чего использовался Шигирский идол, само его существование наводит на мысль о признательности за искусство и мастерство. Люди, создавшие его, похоже, ценили символизм, который сразу Время, по мнению экспертов, появилось намного позже.

Отсутствие объектов, демонстрирующих этот уровень культуры и духовности в археологических записях, не может служить доказательством отсутствия культуры, утверждают исследователи.Люди, которые построили Шигирский идол, явно обладали навыками обработки и резьбы по дереву; вряд ли этот единственный артефакт был единственным в своем роде.

Фактически, геометрические рисунки на статуе соответствуют тем же узорам, что и в Европе в тот же период времени. Не сам Шигирский идол, а обстоятельства его сохранения являются исключительной составляющей его выживания до настоящего времени.

Исследователи утверждают, что статуя предполагает, что люди охотников-собирателей, населявшие Урал в период мезолита, жили богатой и сложной духовной жизнью, и что очень, очень немногие из их предметов искусства пережили разрушительное воздействие времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *