Как влияет свет на рост растений – Влияние света на рост и развитие растения

Содержание

Влияние света на рост и развитие растения

Влияние света на рост и развитие растения

Лукасевич  М.А. 1

1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53

Феденистова  О.В. 1

1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 53

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

1. Введение

Планета Земля единственная планета в нашей солнечной системе на которой есть жизнь. Жизнь на земле в большей степени обязана миру растений, вырабатывающих кислород. В нашей природе всё взаимосвязано и должно развиваться гармонично. Для жизни растениям необходимы определенные условия: вода, солнечный свет, воздух, питательные вещества. Если одно из этих условий будет отсутствовать, то развитие будет проходить неправильно или совсем прекратится.

Попробуем представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет больше деревянных шкафов, в которых хранилась одежда из хлопка и льна, нет мыла, чая, банок с вареньем, пакетов с орехами, запасов крупы, лекарственных средств. А книги, бумага? Их тоже сделали из древесины. Без растений не было бы ни мячей, ни резиновой обуви….

Что такое растение? Так и хочется ответить на этот вопрос: растение – это то, что растет. Это, конечно не научный ответ, но он отражает одну из важнейших черт растений! Растение увеличивает массу своего тела. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и корней, делятся постоянно, они работают в течение всей жизни растения.

Все растения имеют сходные приспособления для питания. Они всасывают минеральные вещества из водных растворов. Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.

Традесканция.

Традесканция – род многолетних вечнозеленых травянистых растений. Многие виды – популярные комнатные растения. Основным украшением растения являются его удивительные листья. Они растут на прямых побегах большой длины, имеющих многочисленные ответвления, образующие пышный куст. Цвет листьев может быть зеленым, серебристым, с фиолетовым оттенком. Отдельные сорта традесканции имеют оригинальные полосатые листья. Цветки мелкие, разных оттенков. Традесканции очень легко размножаются черенками в любое время года. Укореняются в течение нескольких дней в песчаной почве или даже в воде при температуре 15-20 градусов. После укоренения начинают быстро расти, через один-полтора месяца растения уже имеют хороший декоративный вид.

Я очень люблю комнатные растения и считаю, что их необходимо выращивать в каждом доме, так как они не только украшают интерьер, но и улучшают климат в квартире. Я люблю за ними ухаживать. Чтобы растения в комнате хорошо росли, им нужны условия: тепло, вода, почва, воздух и свет. Почва необходима потому, что в ней есть питательные вещества. Вода помогает эти питательные вещества получить из почвы. Это возможно, если в комнате тепло. Воздух нужен растениям, как и всем другим живым существам, для дыхания. А вот какую роль играет свет? Как он влияет на растения? Где надо ставить растения, чтобы они были красивыми? На эти вопросы я постарался найти ответы.

2. Цель исследования:

Изучить влияние света на рост и развитие комнатных растений. Гипотеза: если растение получает мало света, то оно плохо растёт;

Объект исследования: комнатные растения.

Предмет исследования: влияние света на рост и развитие растения. Задачи:

1. Изучить литературные источники о влиянии света на растения.

2

. Установить влияние света на рост и развитие растения, на цвет листа,

3. Выявить условия, благоприятные для роста и развития комнатных растений.

Актуальность:

Почти в каждом доме можно увидеть разнообразные комнатные растения, часто хозяева не знают, как правильно разместить их. Я надеюсь, что результаты моей исследовательской работы помогут мне создать благоприятные условия для моих комнатных растений, и я смогу поделиться своими знаниями с одноклассниками.

3. Основные методы исследования:

— наблюдение,

— эксперименты,

— анализ

Способы исследования:

— изучение специальной литературы

— поиск в Интернете,

— анализ источников информации;

— наблюдение;

— опыты;

— обобщение полученных данных

Средства, задействованные в работе:

Для осуществления исследовательских действий мне потребуются:

— опытные образцы растений;

— горшки для высадки растений;

— универсальная почва;

— вода

4. Результаты изучения специальной литературы:

Свою работу я начал с того, что пошёл в школьную библиотеку и познакомился с литературой по выращиванию растений. И вот что я узнал.

Свет жизненно необходим для растений. Только растения обладают уникальной способностью расти за счёт солнечного света. Зеленый цвет придает растению находящееся в его клетках химическое вещество – хлорофилл, который преобразует солнечный свет в питательные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Растения ощущают свет и реагируют на него. Большинство растений растут весной и летом, когда света больше всего. Чем теплее, тем быстрее и легче происходит химическая реакция превращения углекислого газа в органическое вещество.

Все эти научные сведения я решил проверить на собственном опыте, провести исследовательскую работу, т.е. опытным путём определить влияние света на рост и развитие растений. Объектом для исследования я выбрал комнатный цветок, который называется традесканция, потому что он неприхотлив, и выращивать его не сложно даже для начинающих любителей комнатных растений, он пышный и всегда зелёный.

5. Подготовка и проведение исследования

Свою работу я начал с подготовки посадочного материала. Для этого от «взрослого» растения (см. выше), отрезал 2 побега и поставили их в воду для укоренения. Через 10 дней у растений образовалось хорошая корневая система.

И их можно было сажать в почву.

Я взял 2 одинаковых горшка, насыпали в них одинаковый универсальный торфогрунт и высадил растения.

1 горшок поставили на подоконник 2 горшок — на шкаф

6. Результаты работы (см. приложение)

В результате проделанной работы, я убедился, что от недостаточного освещения листья стали бледными и мягкими, некоторые желтеют и опадают, нет роста. Кроме того, листья вытягиваются вверх и черенки удлиняются. Увеличивается расстояние между побегами и листьями, стебель становится тоньше (горшок 2).

И лишь в 1 горшке, который стоял на окошке, гдемного света, но солнечные лучи не прямые, растение росло быстро, образовались новые листья. Они были зелёными и сочными. Растение заметно увеличилось, как в высоту, так и в диаметре.

7.Выводы

Таким образом, я пришёл к выводу, что комнатные растения светолюбивы. При недостатке света рост растений замедляется, листья становятся бледными, растения вытягиваются, становятся слабыми, теряют прочность, перестают цвести и могут погибнуть.

При достаточном освещении они хорошо развиваются, у них появляются новые листья, растения быстро растут. Их окраска яркого зелёного цвета, растения цветут. На примере моего исследования я убедился, что рост и развитие растения напрямую зависит от действия солнечного света.

8. Заключение

Проделанную работу считаю результативной и полезной, потому что узнал много нового о комнатных растениях, могу применить свои знания на практике, дать совет своим одноклассникам, друзьям, знакомым по уходу за комнатными растениями; научился наблюдать за развитием растений; находить нужную информацию; делать выводы.

Приложение

Результаты наблюдений:

Дата

На окне (на солнце)

1.

В полутени

2.

12.03.18.г

Здоровое.

Здоровое.

22.03.18г

Растение дало корни

Растение дало корни

23.03.18г

Растение посажено

Растение посажено

30.03.18г

Листья красивые. Ствол широкий.

Листья вялые. Новых листьев нет.

05.04.18г

Появляются новые листья

Растение бледное, нет роста

15.04.18г

Эксперимент завершён

Листья сворачиваются трубочкой, края подсыхают

18.04.18г

 

Эксперимент завершён

Горшок №1 Горшок №2

9. Использованная литература

1. Багрова Л.А. Я познаю мир (растения). Детская энциклопедия. М.: АСТ: Люкс, 2005 г.

2. Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Биология . Детская энциклопедия. М.: ООО Издательство АСТ, 2004г.

3. Ликум А. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей, том IV М.: Компания Ключ – С, филологическое общество Слово, ТНО АСТ 1994г.

4. Комнатные растения. Изд. Поиск. М., 2010г

5. Е.И. Руднянская, Л.Б. Черезова. Уроки экологии в начальной школе.Изд. СФЕРА.М.,2007

11

Просмотров работы: 2900

school-science.ru

Влияние света на растения — FloralWorld.ru

Солнечный свет — один из наиболее важных для жизни растений экологических показателей. Он поглощается хлорофиллом и используется при построении первичного органического вещества.

Основными характеристиками света являются его спектральный состав, интенсивность, суточная и сезонная динамика.

По спектральному составу солнечный свет неоднороден. В него входят лучи, имеющие различную длину волны. Из всего спектра для жизни растений важна фотосинтетическая активная (380-710 нм) и физиологически активная радиация (300-800 нм).

Причем, наибольшее значение имеют красные (720-600 нм) и оранжевые лучи (620-595 нм). Именно они являются основными поставщиками энергии для фотосинтеза и влияют на процессы, связанные с изменением скорости развития растения (избыток красной и оранжевой составляющей спектра задерживает переход растения к цветению).

Синие и фиолетовые (490-380нм) лучи, кроме непосредственного участия в фотосинтезе, стимулируют образование белков и регулируют скорость развития растения. У растений, живущих в природе в условиях короткого дня, эти лучи ускоряют наступление периода цветения.

Ультрафиолетовые лучи с длиной волны 315-380 нм задерживают «вытягивание» растений и стимулируют синтез некоторых витаминов, а ультрафиолетовые лучи с длиной волны 280-315 нм повышают холодостойкость.

Лишь желтые (595-565 нм) и зеленые (565-490 нм) не играют особой роли в жизни растений.

Учет потребностей растений в определенном спектральном составе света необходим при правильном подборе источников искусственного освещения. В комнатных условиях в качестве таковых наиболее удобно использовать люминесцентные лампы ЛБ и ЛДЦ.

Почти все комнатные растения светолюбивы, т.е. лучше развиваются при полном освещение, но различаются по теневыносливости. Принимая во внимание отношение растений к свету, их принято подразделять на три основные группы: светолюбивые, теневыносливые и тенеиндифферентные.

Как и все живые организмы, растения обладают способностью адаптироваться к изменяющимся условиям. Эта способность различна у разных видов. Есть растения, довольно легко приспосабливающиеся к достаточному или избыточному свету, но встречаются и такие, которые хорошо развиваются только при строго определенных параметрах освещенности. В результате адаптации растения к пониженной освещенности несколько меняется его облик. Листья становятся темно-зелеными и немного увеличиваются в размерах (линейные листья удлиняются и становятся уже), начинается вытягивание междоузлий стебля, который при этом теряет свою прочность. Затем их рост постепенно уменьшается, т.к. резко снижается производство продуктов фотосинтеза, идущих на посторенние тела растения. При недостатке света многие растения перестают цвести.

При избытке света хлорофилл частично разрушается, и цвет листьев становится желто-зеленым. На сильном свету рост растений замедляется, они получаются более приземистыми с короткими междоузлиями и широкими короткими листьями.

Появление бронзово-желтой окраски листьев указывает на значительный избыток света, который вреден растениям. Если срочно не принять соответствующие меры, может возникнуть ожог.

Важными характеристиками светового режима является суточная и сезонная динамика.

Длина светового дня меняется в течение года. В умеренных широтах самый короткий день равен 8 ч., а самый длинный — более 16 ч.

Расположение окон и количества света

В помещениях растения получают односторонний свет — из окон. Даже на одном окне условия освещенности неодинаковы. Правая сторона окна, обращенного на запад, получает больше света, чем левая.

На подвесной полке у верхней фрамуги освещение только боковое, а на подоконнике отчасти и верхнее.

Количество прямого солнечного света, попадающего в комнату, зависит от расположения окон. Больше всего солнечных лучей проникает в так называемые «фонари» с трехсторонним освещением, затем в угловые комнаты с окнами на восток и на юг или на запад.

Дольше всего солнце находиться на южных (открыты к солнцу в течение 6-9 часов и пропускают максимум солнечного света), затем на юго-восточных и юго-западных окнах; окна, обращенные на восток, освещаются солнцем с утра до полудня, западные — только во второй половине дня.

Окна, обращенные на север, пропускают ровный, почти неизменной интенсивности свет в течение всего дня.

В условиях нашей географической широты большую часть дня растения освещаются не прямым, а рассеянным солнечным светом.

Количество рассеянного солнечного, попадающего в комнату, определяется размерами части неба, видного через окно (или окна). Если окна выходят на большие открытые пространства (набережные, широкие улицы и т.д.), то в такие помещения попадает гораздо больше света, чем в те, через окна которых видны только стены соседних домов. Часть солнечного света, особенно если в комнате темные обои и мебель, поглощается.

В светлых комнатах с окнами, обращенными на юг, восток или запад, можно успешно выращивать любые комнатные растения.

Положение к источнику света

Многие растения очень чувствительны к перемене положения по отношению к источнику света (особенно зигокактус, герани, фуксии). Поэтому, после того как растению будет отведено в комнате постоянное место, следует избегать перестановок.

Цветы и травы тянутся к свету и поворачивают к нему свои листья, в результате в комнатах они принимают однобокую форму. Вечнозеленые декоративно-лиственные растения, если их постепенно поворачивать к свету, разрастаются равномерно во все стороны.

Для закладывания цветочных почек, цветения и созревания плодов большинству растений нужен солнечный свет, но есть и такие, которым необходима темнота.

По степени отношения к световому режиму выделяют растения длинного дня, которые могут расти, цвести, и плодоносит круглый год, темнота им совершенно не нужна. В средних широтах (гортензия, глоксиния, сенполия, кальцеолярия, цинерария т.д.) цветут с ранней весны, (т.е. с наступлением длинного дня и короткой ночи), до начала осени.

Растениям короткого дня (зигокактус, каланхое и др.), для того чтобы зацвести, необходим 8-10 часовой световой день.

Растения, не требовательные к длине дня, цветут как при длинном, так и при коротком световом дне (розы, бегония семперфлоренс, комнатный клен и др.)

Растения чередования длинных и коротких дней зацветают лишь после того, как короткие зимние дни сменяются длинными весенними дня (пеларгония крупноцветковая) или требуют обратного чередования, т.е. цветут только зимой (камелия, цикламен).

наверх

наверх

Теневыносливые растения

К теневыносливым видам отнесены растения, приспособленные к существованию в условиях слабой освещенности, где интенсивность освещения составляет 0,25-0,5% от полного дневного света. Это, в основном, выходцы из влажно-тропических областей.

Abelia chinesis

Alocasia odora

Aphelandra sguarrosa

Asparagus densiflorus

 A. setaceus

Aspidistra elatior

Asplenium vivparum

Aucuba japonica

Begonia

Boehmeria macrophylla

Brunfelsia macrophylla

Chloronthus spicatus

Cinnamomum camphora

Cissus antarctica

Clivia miniata

Cordyline terminalis

Ctenanthe compressa

Cupressus sempervirens var. sempervirens

Curculigo recurvata

Diffenbachia maculata

Epiphyllum hybridum

Eucharis gradiflora

Euphorbia pulcherrima

Fatshedera lizei

Fatsia japonica

Ficus henjamina

F. elastica

F. sagittata

Hedera helix

Hibiscus rosa-sinensis

Philodendron scandens

Leucothoe axillaris

Ligustrum lucidum

Maranta leuconeura

Metrosideros kermadecensis

Monstera deliciosa

Nephrolepis exaltata

Ophiopogon japonicus

Osmanthus fortunei

Pasilota mannii

Peperomia caperata

P. obtusifolia

P.tithymaloides

Pittosporum tobira

Ruellia solitaria

Ruscus aculaetus

Saintpaulia iomantha

Sanchesia noblis

Saxifraga sarmentosa

Scindapsus pictus

Trachycarpus fortunei

Viburnum truncatus

наверх

наверх

Светолюбивые растения

К светолюбивым видам отнесены растения, произрастающие на открытых пространствах.

Abutilon hybridum

Aechmea facsiata

Agave americana

Agapanthus

Aloe arborescens

A. variegata

Begonia heracleifolia

Billbergia nutans

Bryophyllum daigremontianum

Chamaerops humilis

Chlorophytum comosum

Citrus limon

C. paradisi

Codiaeum variegatum

Coleus blumei

Cordyline australis

Crassula arborescens

Crinum grandiflorum

Dracaenadraco

Eriobotrya japonica

Haemanthus katharinae

Hoya carnosa

Jasminum sambac

Ligustrum ovalifolium

Macleania angulata

Metrosideros excelsa

Nerium oleander

Ochna multiflora

Pandanus veitchii

Setcreasia purpurea

Phoenix canariensis

Pittosporum crassifolium

Rhoeo spathecea

Sansavieria trifasciata

Sedum morganianum

S. stricta

Strelitzia reginae

Syzgium paniculatum

Zanteschia aethiopica

Zebrina pendula

 

Индифферентные растения

Из теневыносливых видов к таким растениям принадлежат:

Cinnamomum camphora

Clivia miniata

Cupressus sempervirens var. semscandens

Epiphyllum hibridum

Eucharis grandiflora

Ficus elastica

Hedera helix

Hibiscus rosa-sinensis

Metrosideros kermadecensis

Monstera deliciosa

Philodendron pervirens

Ruscus aculeatus

Scindapsus pictus

Thuja occidentalis

Trachycarpus fortunei

Viburnum tinus

Zygocactus truncatus

Среди светлолюбивых в этом отношении следует отметить:

Chlorophytum comosum

Eriobotrya japonica

Dracaena draco

Hoya carnosa

Sansevieria trifasciata

Strelitzia reginae

наверх

наверх

Иногда при оформлении интерьера правила эстетики требуют определенного размещения растений, которое совершенно не соответствует требованиям к освещенности. В этих случаях подбирают такие виды растений, которые более продолжительное время могут выдерживать отсутствие света, или же через какое-то время одни растения заменяют другими.

В зимнее время нужно особенно внимательно относиться к размещению растений. В теплых комнатах температура 20-30℃ способствует быстрому их росту, а отсутствие света препятствует этому. Таким образом, нарушается равновесие, в результате чего растения часто гибнут. Поэтому зимой все растения, даже теневыносливые, надо стараться размещать на самых светлых местах.

Весной с каждым днем поступает все больше света, однако прямые солнечные лучи могут обжечь растение, поэтому необходимо слегка притенить их (я притеняю их калькой, наклеенной на окно; свет есть, но не яркий). Многие светолюбивые растения можно все лето держать на балконе. Привыкать к обилию солнечного света они должны постепенно: нельзя комнатное растение сразу выставить на балкон на солнце — оно получит солнечный ожог!

Нарушения светового режима

Одна из наиболее распространенных причин медленного умирания достаточно неприхотливых комнатных растений — это недостаток света. Под недостатком света мы понимаем и недостаточную продолжительность светового дня, и недостаточную интенсивность освещения. Как уже упоминалось, свет — единственный доступный зеленым растениям источник энергии, обеспечивающий все функции их организма. Поэтому освещенность ниже видоспецифического порога неизбежно приводит к гибели растения. Естественно, что растение погибает не сразу. Сначала изменяется естественная окраска листьев — молодые листья вырастают более бледными и более мелкими, чем обычно, пестроокрашенные теряют яркость рисунка, пестрые листья становятся зелеными, нижние листья желтеют. Происходит уродливое вытягивание побегов из-за излишнего удлинения междоузлий, а цветение гораздо более скудное: и цветов образуется меньше, и размером они более мелкие. Потом растение прекращает свой рост, цветения не наступает вовсе, нижние листья желтеют, засыхают и опадают. И только после этого растение окончательно погибает. Наиболее чувствительны к дефициту освещения молодые растения.

Старые экземпляры с хорошо развитой корневой системой более устойчивы в условиях недостатка света, так как при низком уровне фотосинтеза могут какое-то время использовать запасы питательных веществ, накопленных в корнях. Но при постоянном дефиците освещения в течение нескольких месяцев и они неизбежно погибают.

К нарушениям светового режима относится и избыток света. Для многих растений попадание на листья прямых солнечных лучей в течение нескольких часов весной или летом также может привести к повреждениям или даже к гибели. Это относится, конечно, к тенелюбивым растениям — селагинеллам, папоротникам, марантам и др.

Нарушение светового режима не сводится только к избытку или недостатку света. Для некоторых видов растений важным фактором является и периодичность и длительность освещения. Растениям наших широт, как правило, требуется длинный световой день, по 12–16 часов. Тропические по происхождению растения привыкли к более короткому световому дню — им достаточно 12-часового освещения. Для таких растений, как, например, пуансеттии, длительность освещения является ключевым моментом для закладки бутонов и цветения: они зацветают только после 8 недель короткого светового дня, когда ночь длится 14 часов; но для этого растения следует накрывать плотным, не пропускающим свет пакетом.

Хронический дефицит света

Признаки того, что растению хронически не хватает света, могут быть различными, но в первую очередь страдают молодые, образующиеся в этих условиях побеги. Их листовые пластинки становятся бледновато окрашенными, междоузлия удлиняются, размер листовой пластинки уменьшается.

Для некоторых видов при недостаточной освещенности характерно появление ювенильных листьев. Так, у широко известной монстеры деликатесной в молодом возрасте образуются сердцевидные цельнокрайные неразрезанные листья, с годами появляются новые листья, все более крупные, которые приобретает все более причудливую форму. Сначала по краю пластинки появляются глубокие вырезы, а потом, когда листья станут еще более крупными, они украшаются замкнутыми отверстиями вдоль центральной жилки. При хронической нехватке света у монстеры появляются мелкие, простой формы, без отверстий листья, и она теряет всю свою декоративность.

Декоративно-лиственные растения, такие как маранты, зебрины, калатеи, не требующие для своего содержания прямого солнечного освещения, при недостатке света все же теряют большую часть своей привлекательности: их яркие пятна и полосы бледнеют и утрачивают контрастность. Насыщенность окраски колеусов также зависит от качества освещения: недостаток света приводит к тому, что даже у молодых растений стебель оголяется снизу, а листья не такие яркие, как при хорошем освещении. Потеря декоративной окраски листьев у пестролистных форм кротона, кордилины, драцены, эписции, ананаса, каладиума в большинстве случаев вызвана именно нехваткой света. При этом не обязательно пострадавшие растения сразу выставлять на прямые солнечные лучи — эта крайность тоже вредна. Как правило, таким растениям нужен в меру яркий рассеянный свет.

Необычайно декоративные листья гинуры, сеткреазии, ирезины, гемиграфиса при недостатке освещения теряют свою насыщенную пурпурно-фиолетовую окраску, бледнеют или совсем зеленеют. У пестролистных растений: плющей, бересклетов, пестролистных форм фикусов, бирючины, сциндаптуса, сингониума, гипоэстеса — бледнеют и вовсе исчезают их декоративные пятна и полоски. Выросшие при сильном недостатке света побеги могут оказаться просто зелеными.

Без достаточного освещения невозможно цветение многих комнатных растений: азалий, гардений, орхидей, олеандров, мимоз, бальзаминов, фуксий, хризантем, колокольчиков.

Слабое освещение является причиной скудного или позднего цветения комнатных растений. Так, если на пеларгонию хоть изредка в течение зимы попадает солнечный свет, то она зацветает намного раньше и цветет гораздо обильнее, чем растения, стоящие в глубине помещения или на северном окне.

Но больше всего страдают от хронического недостатка света кактусы, литопсы и другие суккулентные растения (агавы, молочаи, алоэ, толстянки, седумы). У них вытягиваются стебли, прекращается цветение, растения утрачивают свою декоративность, и в конце концов наступает гибель. Пустынные кактусы, литопсы, конофитумы, некоторые толстянковые нуждаются в очень хорошем освещении — жаркое солнце благотворно действует на их рост и цветение, и солнечное местоположение — необходимое условие их культуры. Для этих растений даже яркий рассеянный свет бывает недостаточен, нужно, чтобы на них попадало солнце. Но внимание! После долгой северной зимы жаркие весенние лучи высоко стоящего солнца первое время надо рассеивать незначительным притенением, иначе растения получат солнечные ожоги. Кроме того, известно, что растения, полученные из питомников, могут быть вообще не приучены к прямым солнечным лучам — если их сразу выставить на солнце, они получат сильнейшие ожоги. Их надо приучать к прямому солнцу очень постепенно.

Другие суккуленты хорошо растут на восточных окнах. Это относится к гастериям, алоэ, каланхоэ, хавортиям, очиткам, иидам с зелеными, не защищенными восковым налетом или волосяным покровам стеблями.

Небольшой кратковременный недостаток освещенности можно компенсировать, несколько снижая температуру воздуха в комнате. Существует правило: чем меньше освещены растения, тем меньше должна быть температура. Безусловно, снижать температуру в комнате можно лишь в разумных пределах, как правило, не ниже 14–12℃, в редких случаях — до 8℃.

Гораздо эффективнее переставить растения в более светлое место или устроить для них дополнительную подсветку. Потребность в освещении большинства комнатных растений составляет от 500 до 2000 люксов. С помощью специальных источников освещения, которые наиболее близко соответствуют дневному свету, даже в темных углах дома для растений можно создать вполне удовлетворительные условия для роста. Обыкновенные лампы накаливания для этих целей подходят плохо — в их спектре слишком много красных, оранжевых и инфракрасных лучей, ускоряющих вертикальный рост, поэтому под лампами накаливания растения вытягиваются. Перевес в сторону ультрафиолетовых лучей слишком сильно замедляет рост растений. Оптимальным является спектр дневного света, который простирается от ультрафиолетовых, через видимые, до инфракрасных лучей. Этим условиям отвечают люминесцентные лампы, специальные лампы для выращивания растений, их необходимо только правильно установить.

Следует помнить, что освещенность уменьшается пропорционально удалению освещаемой поверхности от лампы, поэтому в зависимости от мощности лампы растение должно находиться недалеко от источника освещения. Если на листьях появились следы ожогов, то лампы повешены слишком низко; вытянутые стебли и бледные листья свидетельствуют о том, что источник света слишком далеко.

Излишняя освещенность

Несмотря на то что уровень освещенности в наших домах гораздо ниже, чем на улице, комнатные растения могут страдать и от излишней освещенности. Так, неправильно подобранное место для растения может привести к повреждениям из-за излишней освещенности.

Наиболее часто излишняя освещенность в комнатах бывает на окнах южной экспозиции, особенно на высоких этажах. Такие условия освещения подходят только для самых светолюбивых растений (литопсов, пустынных кактусов и еще некоторых других предельно светолюбивых растений), да и то после долгой зимы эти растения необходимо первое время слегка притенять их от прямых солнечных лучей слоем марли или полупрозрачной бумаги. Но даже эти растения будут страдать от сильного перегрева корней, поэтому на жаркие летние месяцы горшки с суккулентами помещают в слой керамзита, чтобы предохранить корни от резкого подъема температуры и быстрого пересыхания кома почвы.

Растениям, предпочитающим яркий, но рассеянный свет, палящие лучи прямого солнца будут наносить повреждения. В первую очередь на поверхности растений появляется ожог: коричневые или серые пятна на листьях. При излишней инсоляции листья растений становятся блеклыми или слишком светлыми, как бы выцветают. В таком случае растения удаляют на достаточное расстояние от окна или притеняют занавеской от попадания прямых солнечных лучей. Для растений этой группы предпочтительны подоконники восточной или западной экспозиции, куда солнечные лучи попадают в начале или в конце дня, когда они не такие палящие.

Тенелюбивые растения (маранты, калатеи, строманты, ктенанты, некоторые папоротники) могут быть повреждены даже кратковременным прямым солнечным освещением, особенно весной. Первым признаком повреждения, вызванного прямой инсоляцией, часто является скручивание пластинки листа вдоль центральной жилки. Затем практически не защищенные от испарения излишков воды листья этих растений теряют тургор, и повреждение становится необратимым. Однако даже после этого поврежденные марантовые выбрасывать не стоит — большинство из них имеет толстые корневища, запасающие питательные вещества. Если эти корневища защитить от высыхания влажным колпаком и поместить в теплое место, то, скорее всего, через несколько недель или месяцев из их спящих почек появятся новые побеги, и растение восстановится. Если же вы сумели захватить процесс повреждения от инсоляции в самом начале, вам следует немедленно убрать растения с прямого солнца, защитить их от излишней сухости воздуха и опрыскать теплой (25–30 ℃) водой.

Для тенелюбивых растений нужно выбрать такое место, где они получали бы достаточный (500–800 люкс), но рассеянный свет. Самое подходящее для них место — около не освещаемого солнцем окна или в стороне от хорошо освещенного окна на расстоянии 1,5–2,5 м.

Резкое увеличение уровня освещенности может также привести к повреждению растения, даже если растение светолюбиво. Если вы переносите растения из более темного места на жгучие лучи солнца, то ожог практически неминуем. Так, даже очень выносливая и светолюбивая сансевьера может получить солнечный ожог (он выглядит как светлые, резко очерченные, постепенно подсыхающие пятна на листьях). Приучайте растение к высокой интенсивности освещения постепенно, особенно весной, когда освещенность возрастает очень резко. Если у вас окно обращено на юг, то в конце марта — начале апреля прямая солнечная инсоляция может повреждать все, даже самые светолюбивые растения. Обратите внимание на растения с нежными, незащищенными кутикулой или опушением листьями. В таких случаях помогает легкая тюлевая занавеска на окне, полупрозрачная бумага, марля, прикрепленная к стеклу.

В первую очередь страдают от прямых солнечных лучей молодые растения, проростки, свежеукорененные черенки. Они должны получать только рассеянный свет.
В солнечную погоду весной и летом поливать комнатные растения следует только ранним утром, а лучше вечером. Полив в светлое время дня, на солнце, практически бесполезен, так как вода испаряется из почвы, не попадая в растения. Кроме того, капли воды, случайно попавшие на листья растения, как крошечные увеличительные стекла фокусируют солнечные лучи и вызывают ожоги. По этой же причине абсолютно недопустимо опрыскивать растения на прямом солнечном свету.

 

Все эти рекомендации даны в общем для растений, узнать индивидуальные предпочтения по освещенности можно в каталоге комнатных растений. Также на нашем портале работает цветочный форум где вы всегда можете спросить совета, поделиться своим опытом, либо почитать опыт других цветоводов.

 

 

В статье были использованы материалы:

«1000 + 1 совет по уходу за комнатными растениями» / Автор — сост. Е.Манжос. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. — 432с.

Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. -Л.: Наука, 1985. — 621с.

Палеева Т.В. Определитель болезней и вредителей растений. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 192 с., ил.

floralworld.ru

Свет для растений — как влияет интенсивность и спектр

Cвет в жизни растений играет определяющую роль. Ведь световая энергия определяет процесс фотосинтеза. Фотосинтез – поглощение света растением через листья.

В листьях содержится пигмент, (пигмент — окрашенное вещество в организме, участвующее в его жизнедеятельности и придающее цвет коже, волосам, чешуе, цветкам, листьям) называемый хлорофиллом, и именно через него растение поглощает световую энергию.

Активный рост растения, увеличение листьев происходит путем питания растения углеводородами —  обычными органическими соединениями. Их вырабатывает растение в процессе фотосинтеза. Углеводороды – результат реакции воды и двуокиси углерода. Однако продуктом, который вырабатывается в завершении фотосинтеза, является кислород – соединение, без которого не могут существовать живые организмы.

 

Факторы влияющие на фотосинтез

Существует ряд факторов, напрямую влияющих на процесс фотосинтеза растений. Прежде всего, интенсивность процесса напрямую зависит от

— содержания двуокиси углерода,

— температуры окружающего воздуха,

— достаточного обеспечения растения водой

— интенсивности света.

Однако для того, чтобы растение развивалось оптимально, важно не только наличие световой энергии, но и спектр света, а также длительность светового периода, когда растение бодрствует, и темного периода, когда оно отдыхает. 

Если правильно регулировать длительность светового дня, то стадиями роста растения можно управлять. Так, у растений длинного дня можно регулировать их вегетативную стадию, а также время цветения. В свою очередь, для растений короткого дня световой период должен оставаться на определенном уровне, ведь слишком длительный период света может существенно нарушить время его цветения. Существует и категория растений, которые растут в зависимости от наличия света, но при этом продолжительность темного и светлого периода суток на них не влияет.

Таким образом, правильно регулируя свет, можно достичь качественных результатов в процессе выращивания разных видов растений.

Дополнительно освещение для растений вы можете купить прямо сейчас в нашем онлайн магазине, в разделе освещение

Что же такое спектр света, и как он влияет на развитие растений?

Солнечный свет не является однородным, если рассматривать его спектральный состав. Свет солнца – это лучи, которые имеют разную длину волны. Таким образом, свет – это частица спектра электромагнитных волн, которую человек может видеть. При этом различать человеческие глаза способны область электромагнитного спектра, которая пребывает в промежутке примерно от 400 до 700 нанометров. В нанометрах  измеряется длина, и именно эту единицу наиболее часто используют для измерения малых длин.


Но в жизни растений наиболее важное значение имеет физиологически активная и фотосинтетическая активная радиация.

Самые важные лучи для растений – оранжевые (620-595 нм) и красные (720-600 нм). Эти лучи поставляют энергию для процесса фотосинтеза, а также «отвечают» за процессы, влияющие на скорость развития растения. Например, пигменты с пиком чувствительности в красной области спектра отвечают за развитие корневой системы, созревание плодов, цветение растений. Для этого в теплицах используются натриевые лампы, у которых большая часть излучения приходится на красную область спектра. 

Так, к примеру, слишком большое количество красных и оранжевых лучей могут задержать цветение растения.

Также в фотосинтезе непосредственное участие принимают и синие, а также фиолетовые лучи (490-380нм). Кроме того, в их функции входит стимулирование образования  белков и регулирование скорости роста растения. Те растения, которые растут в природных условиях короткого дня, быстрее зацветают именно под воздействием этих лучей.

Пигменты с пиком поглощения в синей области отвечают за развитие листьев, рост растения и т.д. Растения, выросшие с недостаточным количеством синего света, например, под лампой накаливания, более высокие — они тянутся вверх, чтобы получить побольше «синего света». Пигмент, который отвечает за ориентацию растения к свету, также чувствителен к синим лучам.

Лучи, которые имеют длинную волну (315-380 нм), не позволяют растению чрезмерно «вытягиваться» и отвечают за синтез ряда витаминов. В то же время  ультрафиолетовые лучи, которые имеют длину волны 280-315 нм, могут повышать холодостойкость растений.

Таким образом, жизненно важными для развития растений не являются только желтые и зеленые лучи (565-490 нм).

Следовательно, при организации искусственного осветления растений необходимо в первую очередь учитывать их потребность в особенном спектре света.

Данный спектр, нужный растению выдаю специльно разработанные лампы для досветки растений, которые вы можете приобрести в нашем магазине в разделе свет

Если рассматривать растения с точки зрения их «отношения» к свету, то их принято делить на три категории:

— светолюбивые

— теневыносливые

— тенеиндифферентные. 

Для выращивания растений круглый год в условиях своей квартиры приобретайте — Фитосветильники для растений.

www.promgidroponica.ru

Что такое правильное хорошее освещение для растений и цветов?

Полноценное освещение для растений так же важно, как вода и почва. Культуры открытого грунта растут в естественных световых условиях и нуждаются только в поливе и подкормках. Комнатным цветам «повезло» меньше, так как в помещении они почти всегда страдают от затемнения.

 

Как влияет свет на растения

Растущие в полутени растения «недоедают» и так же, как все живое прекращают расти, развиваться, цвести. Процессы фотосинтеза обеспечивают цветам полноценное органическое питание, которое требуется им не меньше, чем получаемые из грунта вода и минеральные соли.

Но при нехватке света фотосинтез резко замедляется. В результате побеги истончаются и вытягиваются, листья бледнеют и не вырастают до нормальных размеров.

Исследователи установили, что минимальная фотосинтетическая активность начинается уже при освещенности 100 лк. Для развития должно быть не менее 1000 лк, а лучше – еще больше. Но перебарщивать также нельзя, так как избыток света для некоторых растений вреден. От этого их листья могут сморщиться, покрыться пятнами от ожогов.

 

Что такое хорошее освещение для растений

Свет должен быть:

Качественным.
Каждой фазе роста соответствуют свои потребности в спектральном составе световых лучей. Например, для развития зеленой массы необходим голубоватый свет, а для роста корневой системы и в период подготовки к цветению в спектре должны быть оттенки желтого и красного. Зеленоватые лучи стимулируют процессы фотосинтеза в листьях с плотной структурой.  

Продолжительным.
Большинство растений набирают силу и цветут только тогда, когда световой день составляет не менее 14 ч, то есть летом. Но есть и такие привереды, как пуансеттия и каланхоэ. Им для цветения необходимо находиться на свету не более 8-10 ч в сутки в течение 2 осенних месяцев.  

Интенсивным. 
Слабое освещение для растений губительно. Идеальный вариант для светолюбивых видов – 100000 лк, как у солнечного света. Поскольку обеспечить дома такие условия невозможно, остается один выход: стремиться к лучшему, исходя из потребностей домашнего «зеленого уголка». 

 

Как создать нормальную световую среду для комнатных цветов

Как уже упоминалось выше, длительность светового дня для растений должна составлять, в среднем, 13-14 часов в сутки. Большое значение имеет также интенсивность подсвечивания. К примеру, если вы будете использовать маломощные лампы для освещения растений, растущих в природе на открытых солнечных участках, цветы могут «заболеть». Чтобы этого не случилось, желательно строго соблюдать световой режим.

Приблизительные нормы освещенности для активного развития и цветения:

Яркое

Умеренное

Слабое

5000-10000 лк

3000-5000 лк

1000-3000 лк

Бильбергия, бугенвиллея, гардения, гибискус, кактусы (кроме эпифитных), каллистемон, кротон, орхидеи, пальмы, пеларгония, розы, суккуленты, цитрусовые.

Амариллис, бегония, бертолония, гибискус, замия, каладиум, каланхоэ, микания, плющ, фикус, филодендрон, фатсия, хлорофиттум, хризантема.

Антуриум, бильбергия, дифенбахия, драцена, калатея, кордилина, маранта, папоротники, спаттифиллум, традесканция, фатсия, хамедорея.

Фотосинтез запускается при участии хотя бы минимального количества световой энергии, поэтому тенелюбивых видов в природе нет. Есть теневыносливые, то есть менее требовательные к освещению. Но и им также необходимо дневное досвечивание хотя бы до 1000 лк.

 

Как рассчитать мощность ламп для освещенности полки с растениями

Освещенность – это количество люменов светового потока на квадратный метр поверхности. Предположим, что на полке длиной 80 см и шириной 30 см стоят цветы с умеренными требованиями к интенсивности освещения. Площадь полки составляет 0,8х0,3=0,24 (кв. м). Для того чтобы создать среднюю освещенность 5000 лк, необходимы лампы со световым потоком 5000х0,24=1200 (лм). Если они будут расположены на высоте 30 см, потери составят около 30 %, то есть световой поток должен увеличиться приблизительно до 1700 лм.

Теперь, зная общее значение светового потока и светоотдачу разных видов осветительных приборов, можно рассчитать мощность ламп для нормального освещения растений на полке:

  • Лампы накаливания. Светоотдача – 12-13 лм/Вт. Мощность – 1700÷12=141 (Вт). Это 2 лампы по 75 Вт каждая.
  • Люминесцентные. Светоотдача – 65 лм/Вт. Мощность – 1700÷65=26 (Вт). Понадобятся, к примеру, 2 лампы с рефлектором по 13-15 Вт.
  • Светодиодные. Светоотдача – 100 лм/Вт. Мощность – 1700÷100=17 (Вт). Достаточно 2 ламп по 8-9 Вт.

Лампы накаливания для подсвечивания – не лучший выбор, так как они не имеют в спектре синих и голубых тонов. Недостаток люминесцентных приборов освещения – выделение тепла, которое может помешать нормальному развитию зеленой массы. Светодиоды лишены этих минусов, к тому же они потребляют значительно меньше электроэнергии, дольше служат и не содержат ртути.

Это теоретические расчеты, которые весьма приблизительны. Установить точные параметры освещенности полки поможет люксметр RADEX LUPIN. Он же определит реальный световой поток ламп, который не всегда соответствует значению, заявленному производителем.

 

Зачем и чем измерять освещенность зеленого уголка

Если вы знаете световой поток и мощность используемых для подсветки ламп, то сможете приблизительно рассчитать освещенность, следуя указанному выше алгоритму. Но это значение будет далеко не точным. И, возможно, растения, которые недополучают света, продолжат чахнуть, несмотря на якобы нормальное освещение.

Чтобы получить максимально достоверную картину, используйте для измерения бытовой люксметр RADEX LUPIN. С таким прибором вы легко решите проблему освещенности любимых растений.

Прибор очень прост в использовании, его можно переносить в сумочке или кармане. Без люксметра организовать оптимальную световую среду для растений сложно. Всегда будет риск ошибки – неточности расчета или покупки неправильно выбранных ламп. Поэтому в арсенале «продвинутых» цветоводов обязательно есть качественный люксметр.

Если вашим комнатным цветам не хватает света, помогите им. Рассчитайте освещенность, установите соответствующие лампы и контролируйте световой режим с помощью люксметра. В благодарность растения отзовутся мощным ростом, их листья и стебли наполнятся соком, появятся силы на продолжительное цветение!

www.quarta-rad.ru

Влияние освещенности на рост и развитие растений

Одно из основных условий существования всех растений – свет. Ведь только на свету в листьях в результате фотосинтеза образуются сложные органические вещества, необходимые для роста и развития живого организма. Для образования органических веществ (сахара и крахмала) из углекислого газа и воды нужна энергия, и хлоропласты получают ее в виде энергии солнечного луча.

В зеленом листе происходит и процесс дыхания, то есть окисление органического вещества, образовавшегося при фотосинтезе. Он совершается круглые сутки, фотосинтез же – только днем на свету, но намного интенсивней, чем дыхание. Окисляясь, органическое вещество, выделяет ту энергию, которую оно получило от солнечного света в момент своего образования. Эта энергия используется растением для роста, развития и других процессов жизнедеятельности.

Таким образом, энергия, поглощенная растением при фотосинтезе, не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую: световая – в химическую, химическая – в механическую или тепловую. Так в жизни растения осуществляется один из законов природы – закон сохранения энергии.

Зеленый лист – источник жизни на нашей планете. Хлоропласты листа – это единственная в мире лаборатория, в которой из простых неорганических веществ – воды и углекислого газа создаются с помощью энергии солнечного луча сложные органические вещества – сахар и крахмал.

Фотосинтез в зеленом листе

Чем больше солнечных лучей усвоят растения, тем полнее энергия Солнца будет использована для жизни на Земле.

Требования к свету у растений не одинаковые и зависят от происхождения того или иного вида. Африканские алоэ и молочаи, например, привыкшие в пустыне к палящим лучам солнца, нуждаются в большой освещенности, а аспидистре, растущей в сумраке тропических лесов Индокитая, яркий свет ни к чему.

Потребность растений к интенсивности освещения меняется в различные фазы. В период цветения она выше, чем в фазу распускания почек. Ростовые органы менее требовательны к свету, чем репродуктивные (цветковые), но при хорошем освещении ростовые процессы активизируются.

Факторы окружающей среды, особенно свет, действуя на развивающиеся листья, могут оказывать существенное влияние на их окончательные размеры и толщину. У многих видов листья, выросшие при высокой освещенности (световые), мельче и толще, чем теневые, сформировавшиеся при меньшем количестве света. Увеличение толщины световых листьев связано с усиленным развитием паренхимы. Хотя у обоих типов листьев интенсивность фотосинтеза одинакова при низкой освещенности, теневые листья не приспособлены к яркому свету и, следовательно, фотосинтезируют в таких условиях гораздо слабее световых.

Поскольку освещенность в различных частях кроны деревьев весьма не одинакова, здесь можно обнаружить крайние формы листьев обоих типов. Световые и теневые листья встречаются также у кустарников и травянистых растений. Образование того или иного типа можно стимулировать, выращивая растения при определенной освещенности.

2. 2Отношение растений к разной степени освещенности.

По отношению к свету растения условно делят на 3 большие группы – светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

К первой группе относятся растения пустынь – кактусы и другие суккуленты. Ко второй – различные папоротники (птерис, пеллея) или хвойные (туя, криптомерия). К третей группе — тенелюбивые (ель,мхи).

Иногда, даже по внешним признакам легко определить, к какой группе относится растение. Обычно, теневыносливые виды отличаются темно-зеленой окраской листьев (аспидистра, иглица).

2. 3. Приспособленность растений к освещению

Листья всех растений образуют «листовую мозаику». Листовая мозаика — расположение листьев растений в одной плоскости, обычно перпендикулярной направлению лучей света, что обеспечивает наименьшее затенение листьями друг друга. Листовая мозаика — результат неравномерного роста черешков листьев и листовых пластинок, которые тянутся к свету и заполняют каждый освещенный промежуток. В связи с этим часто изменяются величина, и даже форма листьев. Листовая мозаика — важное приспособление к максимальному использованию рассеянного света и может образоваться при любом типе листорасположения — спиральном, супротивном, мутовчатом.

Живые существа приспосабливаются к окружающим условиям внешней среды. Многие животные, будучи подвижными, могут в какой то мере менять окружающую обстановку, то есть перемещаться в пространстве в поисках пищи, разыскивая убежище. Растение, напротив, с появлением первого корня становится неподвижными. Однако оно способно реагировать на разные изменения внешней среды и приспосабливаться к ним.

Ростовая реакция, вызывающая изгибание или искривление частей растения в сторону внешнего стимула, определяющего направление движения, или от него, называется тропизмом. Если движение направлено к стимулу, говорят о положительном тропизме, если в обратную сторону – об отрицательном.

Листья и цветки многих растений в течение суток могут поворачиваться, ориентируясь перпендикулярно или параллельно солнечным лучам. Это явление имеет особое название гелиотропизм (положительный или отрицательный). Движение листа гелиотропного растения не является результатом ассиметричного роста. В большинстве случаев в движении участвуют подушечки у основания листьев или листочков. Некоторые черешки имеют свойства подушечек вдоль всей длины или большей ее части.

Различают два типа гелиотропизма. При одном листовые пластинки поворачиваются таким образом, что в течение всего дня остаются перпендикулярно к прямым солнечным лучам. Такие листья получают больше квантов, вовлекаемых в фотосинтез и, имеют большую скорость фотосинтеза в течение всего дня, чем « не следящие» за солнцем или парагелиотропные листья. Среди обычных растений, у которых наблюдается положительный гелиотропизм листьев, можно назвать хлопчатник, сою, люпин и подсолнечник.

В засушливые периоды некоторые гелиотропные растения активно уклоняются от прямого солнечного света, ориентируя свои листовые пластинки параллельно солнечным лучам. Кроме того, что такая ориентация скорее уменьшает поглощение света, чем увеличивает его, она снижает температуру листа, и потерю воды, способствуя выживанию в засушливые периоды. Существует оригинальное растение с отрицательным гелиотропизмом – это так называемое растение-компас. Оно располагает свои листья ребром к зениту. Следовательно, при прохождении солнца через меридиан данной местности , то есть во время наибольшей инсоляции листовые пластинки лежат параллельно падающим лучами, поэтому не страдают от нагревания.

Схема 2.

Положительный гелиотропизм Отрицательный гелиотропизм

Итак, освещенность является одним из жизненноважных факторов для роста и развития растения. От этого фактора зависит важнейший процесс образования органических веществ – фотосинтез, который является источником жизни на нашей планете. В результате разной степени освещенности растения выработали специальные приспособления, такие как разное расположение листовой мозаики и явление гелиотропизма. Мною были проведены исследования, доказывающие данные выводы.

3. Экспериментальная часть.

3. 1. Проведение исследований.

Опыт 1. Для исследования были взяты семена фасоли, разделены на две части и помещены во влажные марлевые салфетки в два блюдца. Опыт проводился при комнатной температуре, при постоянной влажности и при различной освещенности. Одно блюдце находилось при естественной освещенности, а второе – при полном отсутствии света.

Опыт 2. Полученные проростки были посажены в промаркированные под №1, №2 и №3 горшки с грунтом. Горшок №1 был установлен в помещение, полностью лишенное света, горшок №2 – на подоконник в условия естественной освещенности солнечным светом, где лучи света падали из окна под определенным углом, а горшок №3 был помещен в условия искусственного освещения лампой дневного света, где лучи падали на горшок вертикально сверху. Температурные условия и влажность для всех горшков были одинаковыми. За проростками,развивающимися в горшках №1, №2 и №3 проводилось ежедневное наблюдение, отмечалось влияние освещенности на интенсивность окраски проростков, а также сравнивались скорость роста и развития проростков во всех трех горшках.

Опыт 3. Было проведено наблюдение за направлением роста проростков фасоли при различном направлении освещенности (горшки №2 и №3). Отмечались угол отклонения от вертикали и направление развития проростков, находящихся в горшке №2, на который солнечные лучи падали из окна под углом, и в горшке №3, на который лучи света лампы падали вертикально сверху.

3. 2. Результаты исследований.

Опыт 1. На вторые сутки семена в обоих блюдцах набухли и увеличились в размере примерно в два раза. На третьи сутки в блюдце, находящемся на свету «проклюнулись» первые проростки. В блюдце, находящемся в темном помещении прорастание семян началось на четвертые сутки.

Вывод. Таким образом, свет воздействует на семена фасоли как стимулятор, ускоряя их прорастание.

Опыт 2. При ежедневном наблюдении за ростом проростков фасоли во всех трех горшках отмечались следующие результаты:

В горшке №1 отмечался бурный рост стеблей вертикально вверх. Стебли не имели окраски, имели минимальную толщину. Листья проростков окрашены в бледно-желтый цвет, их развитие было замедлено.

В горшках №2 и №3 скорость роста стеблей была несколько меньше, но стебли были толще в диаметре, имели интенсивную зеленую окраску. Развитие листьев было более интенсивным, чем в горшке №1, листья хорошо развитые, мясистые, имели насыщенную ярко-зеленую окраску.

Вывод. Освещенность напрямую влияет на скорость роста и развития проростков: при отсутствии освещенности (горшок №1) стебли растут значительно быстрее, «тянутся к свету», но проростки и листья на них слабые и лишены окраски; фасоль, растущая при интенсивной освещенности (горшки №2 и №3) имеет хорошо развитые стебли и листья, а также ярко-зеленый цвет. Таким образом, энергия света преобразуется в энергию роста растений.

Опыт 3. В горшке №2 у проростков,на которых свет падал из окна под определенным углом, отмечалось изгибание стеблей в сторону источника света. В горшке №3, где свет падал вертикально сверху, стебли проростков остались прямые.

Вывод. При проведении исследований наблюдалось явление фототаксиса, при котором проростки росли в сторону света.

4. Выводы по работе.

1. Свет может как ускорять, так и тормозить прорастание семян.

2. Недостаток или отсутствие света приводит к изменению и утрате зелёной окраски листьев и стеблей проростков.

3. Недостаток света может вызвать интенсивный рост проростков, при этом их стебли будут тонкими и непрочными.

4. При проведении исследований проявилось явление фототаксиса — направленный на источник света рост проростков.

Таким образом, зная, что свет является одним из важных факторов, необходимых для фотосинтеза, можно влиять на интенсивность этого процесса. Практически это важно для успешного выращивания культурных и сельскохозяйственных растений, например, комнатных декоративных растений, при содержании домашних оранжерей и теплиц. Правильная организация освещённости выращиваемых растений будет способствовать лучшему росту и развитию растений,повышению урожайности овощных культур.

www.hintfox.com

Как влияет свет на рост и развитие растений

«Как влияет свет на рост и развитие овса»

6 «Б» класс

Содержание.

Введение. …………………………………………………………….…….….. 3

1. Значение света для роста и развития растения………………..…………..4

2. Определение значения света для роста и развития растений……………. 5

3. Методика исследования………………………….……………………………6

4. Результаты исследования……………………………………………………7

5. Выводы. …………….………………………………………………………..8

6. Заключение. ………………………………………………….………………8

7. Список литературы………………………………………………….……….9

8. Приложение………………………………………………………….……..10

Введение.

У меня есть морская свинка – Бусинка. Эта непоседа очень смешная и пушистая. Ещё она обожает зелень и свежую траву. Я решила вырастить для неё овёс и в то же время провести опыт: в течении нескольких дней я буду наблюдать за развитием овса в разных условиях.

Трудно представить нашу жизнь без растений. Они способствуют процветанию жизни на Земле, служат основой всех пищевых цепей, выделяют кислород, которым дышат все живые существа, укрепляют корнями почву, дают кров и пищу разнообразным живым существам. Растения используются в медицине, из них делают бумагу и ткани, получают древесину. Остатки древних, давно умерших растений превратились в ископаемое топливо – каменный уголь и нефть.

Актуальность темы:

Тема «Влияние света на рост и развитие растений» выбрана в связи с моим интересом к растениям, так как наша жизнь во многом зависит от них. Знания влияния света на рост растений помогают улучшить рост и развитие комнатных растений.

Из растений получают множество полезных материалов и продуктов. Только растения способны создавать из воды и воздуха органические вещества, которые служат нам пищей, растения поглощают углекислый газ, выдыхаемый людьми и животными. Но для жизни и роста растений необходимы определённые условия. Эти условия зависят от различных факторов природы.

Актуальность темы моего проекта: домашние животные есть у многих людей, которые стали незаменимой потребностью человека. Для многих зверей необходима свежая трава для кормления животных.

Каждое растение требует для своего нормального роста, развития и цветения определенных условий. Главными из этих условий являются влага, воздух, свет и температура.

Гипотеза: Растения не могут расти и развиваться без света.

Цель проекта: определение влияния света на рост и развитие растений, выращивание пищи для моей морской свинки.

Задачи: 

1. Научиться выполнять простые исследования.

2. Проанализировать влияние света на рост и развитие растений.

3. Закрепить в процессе наблюдения имеющиеся знания, умения и навыки.

1. Что такое рост.

Рост растения – необратимое увеличение размеров, связанное с новообразованием клеток, тканей и органов. Рост и развитие растений зависят от получения воды, питательных веществ, света и кислорода.

Методы исследования:

1. Проведение исследования

2. Анализ полученных результатов

3. Литературный обзор

Для опыта мне понадобится грунт для растений, два горшка – белый и фиолетовый, дренаж, а также несколько семян овса.

2. Определение значения света для роста и развития растений.

Свет необходим для жизни растений. Без него не образуется хлорофилл и не идёт фотосинтез. Если света не хватает, фотосинтез идёт вяло, органических веществ образуется мало, и растения вырастают слабыми и бледными. Свет нужен для нормального роста растений: у затенённого растения побеги поблекнут и станут длиннее и тоньше.

При постоянной нехватки света у растений появляются разные дефекты в процессе роста. У некоторых растений появляются молодые побеги, но листья на них растут бледные, мелкие. У цветущих растений цветов образуется мало, размером они мельче. Потом растение прекращает свой рост, а цветение не наступает вообще, нижние листья желтеют, засыхают, опадают. После этого растение погибает. Но чаще всего происходит, когда растение прекращает рост, новые побеги не образуются, а старые листья начинают понемногу отсыхать и отмирать.

3. Методика исследования.

Значение растений для жизни человека очень велико. Для их роста необходимы определённые условия, в том числе и свет.

Я провела исследование и определила, каково значение света для роста и развития растений. Для проведения исследования я взяла 12 семян, дренаж и два горшочка.

Небольшим слоем я поместила дренаж в два горшка.(фото 1)

Насыпала землю так, как показано на фото. (фото 2)

В каждый горшок сажаем по 12 семян.(фото 3)

Сверху присыпаем землей слоем в 1 см и поливаем.( фото 4)

Белый горшок ставим на подоконник, а фиолетовый в тень.(фото 5-6)

Мои наблюдения.(фото 7-8)

4. Результаты исследования.

По диаграмме видно, что прогрессивность роста растений, находящихся в разных условиях освещения в течении некоторого времени разная. К тому же присутствие или отсутствие света повлияло на цвет растений. Как видно на фотографиях, растение которое росло в тени – желтое, а растение, находящееся на свету – зеленое, как и все нормально растущие растения.

Увы, растение, находящееся в тени погибло на двадцатый день.

5. Выводы.

Проанализировав результаты исследования можно сделать следующие выводы. Вода, свет и тепло важны для роста и развития растений. При недостатке воды растение погибает уже на седьмой день. При недостатке света растение развивается плохо, листья желтеют, растение вытягивается, даже может погибнуть.

6. Заключение.

С помощью данной работы я научилась выращивать овес для моей морской свинки, подтвердила гипотезу, что растения не могут расти и развиваться без света. Также я определила, что при постоянном отсутствии света долгое время растение погибает.

Изученным материалом я поделилась со своими одноклассниками на уроке биологии, рассказала им, как влияет свет на рост и развитие растения.

7.Список литературы.

  1. Ананьева Е.Г, Миронова С.С., Земля. Полная энциклопедия – М.: Эксмо, 2008

  2. Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний/ перевод с английского В.В. Свечникова, О.И. Чибисовой. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008

  3. 3. Корчагина В.А., Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники: учеб. для 6-7 кл.ср. школы – М.: Просвещение, 1992

  4. 4. Крис Окслейд, Анита Гэнери, Энциклопедия для детей от А до Я. – М.: Махаон, 2012

8. Приложение.

hello_html_m5ff31e21.jpghello_html_7ff6d8f7.jpg

Фото 1 Фото 2

hello_html_4f223208.jpghello_html_mffc1fd7.jpg

Фото 3 Фото 4

hello_html_7c49b6cc.jpghello_html_m6c949e0e.jpg

Фото 5 Фото 6

hello_html_m35de1a22.jpghello_html_m2b75166e.jpg

Фото 7 Фото 8

infourok.ru

ВЛИЯНИЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА РОСТ РАСТЕНИЙ

ВЛИЯНИЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА РОСТ РАСТЕНИЙ

Демьяненко С.Д. 1

1

Щепнова И.Ю. 1

1

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Оглавление.

  1. Введение. Растения и их удивительное свойство.

  2. Основная часть. Влияние солнечного света на растения.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Процесс фотосинтеза.

        2. Это интересно.

        3. Мои наблюдения.

  2. Заключение.

  3. Список литературы.

  4. Приложение 1

  5. Приложение 2

Введение

Жизнь без растений на Земле была бы невозможна. Растения — источник пищи и кислорода для людей и животных. Каша, которую мы едим на завтрак, яблочный сок, который мы пьём, даже рубашка, которую мы носим, всё это сделано из растений. Из древесины делают мебель и инструменты; она — источник топлива. Из трав готовят лекарства. Миллионы людей выращивают цветы для удовольствия и овощи для еды. У всех растений — от микроскопического морского планктона до гигантских хвойных деревьев – есть уникальная способность улавливать и использовать энергию солнечного света. Я знаю, что для роста и развития растений необходимы вода, свет, тепло.

Цель моего исследования: узнать, как солнечный свет и его отсутствие влияют на растения.

Я поставил перед собой следующие задачи:

  1. Изучить литературу о влиянии солнечного света на растения.

  2. Провести эксперимент: Влияние солнечного света на растения.

  3. Сделать вывод о значении солнечного света на растения.

Я предположил, что если не будет солнечного света ,то растения плохо будут расти.

Из энциклопедии я узнал, что растениям, как и человеку для нормального роста необходимо питание. Но у зелёных растений своя собственная пища. Они находят её в … солнечном свете и в двуокиси углерода (углекислом газе), входящем в составе воздуха. Солнечный свет и углекислый газ, соединяясь друг с другом и с водой в листьях растений, образуют особое вещество хлорофилл. Оно-то и помогает растениям «готовить» пищу на солнечном свете. Благодаря хлорофиллу растения имеют зелёный цвет. Хлорофилл вырабатывает особый вид сахара, называемый глюкозой. В процессе своего питания растение выделяет из листьев кислород. Такой процесс носит название фотосинтеза.

Днём растения питаются с помощью фотосинтеза. Ночью, когда солнечного света нет, они поглощают кислород из воздуха. Установлено, зелёные растения днём выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают его ночью. Поэтому, так необходимо беречь и сажать зелёные растения возле человеческого жилья.

Это интересно.

Считают, что впервые процесс фотосинтеза стал идти в бактериях. Фотосинтез- это важнейший природный процесс, когда при взаимодействии солнечного света, воды и углекислого газа образуется питательное вещество и свободный кислород. Первые одноклеточные водоросли и грибы появились около 2 миллиардов лет назад. Их остатки найдены в отложениях на территории Гренландии в Канаде. В тоже время появились первые и многоклеточные растения. Развитие жизни на Земле, появление и растений и животных, были тесно связаны с процессом фотосинтеза.

Необходимая для фотосинтеза световая энергия поглощается тем больше, чем меньше затемнен лист. Потому у растений в процессе эволюции выработалась способность поворачивать пластину листа к свету так, чтобы на нее падало больше солнечных лучей. Листья на растении располагаются так, чтобы не притеснять друг друга.

Моя исследовательская работа.

Я провел 2 эксперимента.

1 эксперемент (Приложение1).

Для своего первого эксперимента я выбрал растение – огурец. Перед собой я обозначил несколько проблемных вопросов:

1.Могут ли растения жить без света?

2.Как растение развивается на свету?

3.Как растение развивается в отсутствии солнечного света?

Для того чтобы провести эксперимент мне понадобились следующие инструменты и материалы: семена огурцов, земля, два горшка, лейка с водой.

Единственный фактор, который изменялся во время исследования — это свет. Воду, тепло, воздух, питание растения получали одинаковые.

  1. 24.02.2015г. Посадка семян огурцов.

Горшок под номером один я поместил в комнату без окон, а горшок под номером два поставил на окно.

  1. Семена взошли 4.03.2015г. Оба ростка по 3 см.

  1. 6.03.2015г. Первый росток 3 см, второй 4 см.

  1. 7.03.20015г. Первый росток 3,5 см, второй 5 см.

  1. 9.03.2015г. Первый росток 3,5 см, второй росток 5,5 см. У второго ростка появляется настоящий листок.

  1. 11.03.2015г. Первый росток заметно отстал в росте и развитии, начал увядать. Второй росток 6 см.

  1. 13.03.2015г. Первый росток погиб. Второй росток 6,5 см. Появление второго настоящего листочка.

2 эксперимент (Приложение2)

Для своего 2 эксперимента я выбрал примерно одинаковые взрослые растения, растущие в классе. Перед собой я обозначил проблемный вопрос:

Действительно, ли при отсутствии света у растений может измениться цвет листьев? (Ведь хлорофилл зелёного цвета).

Один цветок я поставил в тёмный шкаф, а другое растение оставил на подоконнике. (Оба цветка я предварительно полил­ ).

Единственный фактор, который изменялся во время исследования — это свет. Воду, тепло, воздух, питание растения получали одинаковые.

Через 10 дней я сравнил оба цветка. Выяснилось, что у цветка, который стоял в шкафу без света, цвет листьев стал бледно-зелёным, а у основания даже желтоватым. Это помогло мне доказать, что на свету у листьев вырабатывается хлорофилл зелёного цвета, нет света – хлорофилл не вырабатывается – цвет листьев постепенно перестает быть зелёным.

Результаты моего исследования помогли мне ответить на интересующие меня вопросы. Эксперимент доказал, что растения не могут расти и развиваться без света, потому что при отсутствии солнечного света не происходит процесс питания растений, так называемый процесс фотосинтеза, а значит растение не получает энергию, необходимую для жизни.

Мои предположения, что без света растения не будут расти подтвердились. Солнечный свет благоприятно влияет на развитие растений, а значит солнечный свет является источником жизни на Земле.

Литература.

  1. Наука. Энциклопедия. Редактор А.Л. Шойхет, Издательский дом «РОСМЭН» 1995г

  2. Хьюитт С. Природа в занимательных экспериментах / Пер. с англ. В.В. Свечникова – М.: ЗАО « РОСМЭН- ПРЕСС», 2006г.

  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения/ Сост. Л.А. Багрова;

Под общей редакцией О.Г. Хини.- М.: ООО « Фирма « Издательство

АСТ» ,1999г.

Приложение1.

Эксперимент №1

 

Рисунок 2

Рисунок1

 

 

Рисунок 3

 

 

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

 

Приложение2.

Эксперимент №2

11

Просмотров работы: 4434

school-science.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *